Истоки
русского изразцового искусства следует искать в древнем Киеве X-XI веков,
Старой Рязани и Владимире XII века.
При археологических раскопках в этих городах были найдены первые русские
керамические изделия, покрытые прозрачными многоцветными глазурями.
Все
изразцы делились на несколько типов: терракотовые, расписные многоцветные,
муравленые и синие.
Терракотовые изразцы первоначально
использовались как декор фасадов храмов. Они могли белиться вместе со стенами и
становились похожи на резной белый камень, который был излюбленным элементом
наружного декора. Плитки не поливалась глазурью. В рельефных изображениях
ранних терракотовых плит использовались мотивы белокаменной резьбы:
стилизованные цветы, переплетающиеся стебли. Надписи встречались редко.
Изготовление плитки происходило при помощи гончарного круга, потом выполнялся
оттиск в деревянных формах. Позже терракотовые плиты перемещаются
"внутрь" помещений, становясь, таким образом, украшением интерьера.
Название
следующего типа изразцов происходит от названия глазури, использовавшейся для
их покрытия – муравы (свинцовая глазурь). Техника изготовления муравы известна
с глубокой древности. Впервые на Руси ее стали применять в древнем Киеве, а
затем в конце XV века - в
Пскове. Муравленые изразцы получили широкое распространение, как в наружном
декоре зданий, так и в интерьере.
Рельефные многоцветные изразцы появляются
на Руси в 1653 году. Организатором производства стал патриарх Никон, который в
ту пору был настоятелем Иверского Святоозерского монастыря. Производство
началось с выделки печных изразцов, которые не только использовались в самом
монастыре, но также продавались. В 1666 году Никона лишают сана, а гончарных
дел мастера переводятся согласно царскому указу в Оружейную палату Московского
Кремля. Тогда в Москве впервые появляются рельефные многоцветные изразцы. Они
хорошо сочетались с пышным наружным декором церковных и светских зданий, так
называемым узорочьем, получившим широкое распространение в XVII веке.
Изразцовые декоры были неотъемлемой частью
архитектурного решения зданий, изразцовые печи играли большую роль в украшении
интерьеров храмов дворцов, княжеских и боярских теремов.
XVII век
вносит большие изменения в сюжеты изразцов: единороги, грифы и лучники уступают
место сценкам из жизни и портретам. Под сюжетными зарисовками теперь становится
модным делать надписи. Многоцветье заменяется синей росписью, вместо гладких
все чаще опять начинают выпускать рельефные изразцы.
Мастера
Москвы также начали изготавливать изразцы по новой методике - гладкие с синей
росписью. Но одноцветная синяя роспись, видимо, не отвечала вкусам древней
столицы, и мастера Москвы вновь перешли на полихромию. Изразцы расписывались
эмалями пяти цветов: белой, желтой, коричневой, зеленой и синей. Белой эмалью
покрывался, как правило, фон изразца. Желтую эмаль в виду ее большой стоимости
старались экономить. Большинство плиток расписывались тремя цветами: белым,
коричневым и зеленым.
Нельзя
не отметить разнообразие сюжетов, предлагаемых изразцами: мужчины и женщины в
костюмах 17 века и античных одеждах, всадники, воины, охотники, домашние
животные и дикие звери, птицы и цветы. Многочисленные сценки из городской и
сельской жизни, а также бытового, нравоучительного, любовного и шуточного
характера. Иногда можно было увидеть даже достаточно легкомысленные картинки
светского содержания.
Творческая работа по собственному эскизу
Возьмите небольшой лист картона.
Определите размер вашего будущего рельефа, на листе бумаги выполните эскиз в
карандаше, вписав изображение (древо жизни, мифологическое животное,
растительный орнамент), в выбранный формат.
Заготовленный картон, предварительно
вырезав, заполните тонким слоем пластилина, разровняйте его. Перенесите
рисунок, процарапав его стекой по фону. Используя тонкие пластилиновые жгутики,
выложите контур своего рисунка. Заполните пластилином, образовавшийся рисунок,
аккуратно пригладьте, стекой, или жгутиками уточните детали, проработайте декор
изображения. Сделайте рамку – бортик.
Комментарии
Отправить комментарий