Самостоятельным жанром натюрморт становится в XVII веке, чему
немало способствовали голландские и фламандские художники. В употребление вошел термин «застывшая жизнь» (голл. stilleven, нем.
Stilleben, англ. still-life).
•
-
сюжетно-тематический;
•
- учебный;
•
-
учебно-творческий;
•
- творческий.
Художник просто изображает обычные предметы, цветы, посуду, всякого рода снедь, однако далеко не все догадаются, что кроется за этим…
помпейская мозаика
помпейская фреска
Корзина с фруктами. Микеланджело Меризи де Караваджо. 1596
Бренность жизни
Ванитас. Якоб де Гейн. 1603 Адриан ван Утрехт
Букет - разновидность цветочного натюрморта.
Все предметы в голландском натюрморте символичны. Эмблематические сборники, издававшиеся на протяжении XVIII в., являлись хорошим пособием в расшифровке картин.
На картинах голландских художников XVII-XVIIIвв. букет уподоблен человеческой жизни.
Композиции для букетов в голландском натюрморте были трех видов: радиальная композиция (стебли цветов расходились веером из одной точки) главным становится изображение цветка, помещенного в место схождения стеблей. Композиции второго вида - цветами, словно ковром, заполняют все пространство полотна, при этом выстраивается вертикальная иерархия цветов и их значений. Третья разновидность композиции букета - фигура треугольника - наиболее значимый цветок служит центральной осью, а остальные цветы симметрично группируются вокруг него.
Ниша в натюрморте - символ пещеры содержащей Святыню и присутствия Божества.
Ян ван Хёйсум
Тромплей, или обманка — это прием, с помощью которого художники показывают «фокус»: создают на плоскости объемную реальность.
Сюжетно-тематический натюрморт подразумевает объединение предметов темой, сюжетом. Снедь
московская. Хлебы. Илья Иванович Машков. 1924
Сто банок с супом «Кэмпбелл». Энди Уорхол.
1962
Натюрморты
различают:
•
- по колориту
(теплый, холодный);
•
- по цвету
(сближенные, контрастные);
•
- по
освещенности (прямое освещение, боковое освещение, против света);
•
- по месту
расположения (натюрморт в интерьере, в пейзаже);
•
- по времени
исполнения (краткосрочный - "нашлепок" и долговременный -
многочасовые постановки);
•
- по
постановке учебной задачи (реалистичный, декоративный и т.д.).
Натюрморт
на фоне пейзажа:
Понятие
«декоративный натюрморт » включает в себя характеристики латинского термина
décor – «красивый, миловидный, прелестный».
Тематический натюрморт - сложное художественное произведение, с помощью
которого можно рассказать об увлечениях, взглядах, мировоззрении владельца
предметов
Снедь
московская. Хлебы. Илья Иванович Машков. 1924
Сто банок с супом «Кэмпбелл». Энди Уорхол.
1962
Натюрморты
различают:
•
- по колориту
(теплый, холодный);
•
- по цвету
(сближенные, контрастные);
•
- по
освещенности (прямое освещение, боковое освещение, против света);
•
- по месту
расположения (натюрморт в интерьере, в пейзаже);
•
- по времени
исполнения (краткосрочный - "нашлепок" и долговременный -
многочасовые постановки);
•
- по
постановке учебной задачи (реалистичный, декоративный и т.д.).
Натюрморт
на фоне пейзажа:
Юрий Пименов
Аланнэ
Кирилл
Учебный натюрморт.
Аланнэ
Кирилл
Учебный натюрморт.
В нем, как в сюжетно-тематическом,
необходимо согласовать предметы по размеру, тону, цвету и фактуре, раскрыть
конструктивные особенности предметов, изучить пропорции и выявить
закономерности пластики различных форм /5, с. 57/. Учебный натюрморт носит
также название академический или, как говорили выше, постановочный.
Учебный натюрморт отличается от творческого строгой постановкой цели: дать
обучающимся основы изобразительной грамоты, способствовать активизации их
познавательных способностей и приобщать к самостоятельной творческой работе.
Понятие
«декоративный натюрморт » включает в себя характеристики латинского термина
décor – «красивый, миловидный, прелестный».
Декоративный
натюрморт различают: по цвету : – контрастный (непохожий); – нюансный (близкий, родственный); по колориту: – теплый (цвета солнца, огня); – холодный (оттенки льда, голубого неба, воды и снега); по месту расположения : – в интерьере; – в пейзажной зарисовке; по способу освещения : – прямое попадание света; – лучи, падающие сбоку; – против света
В декоративном натюрморте основной задачей является
выявление декоративных качеств натуры, создание общего впечатления нарядности
"Декоративный натюрморт не есть точное изображение натуры, а размышление
по поводу данной натуры: это отбор и запечатление самого характерного, отказ от
всего случайного, подчинение строя натюрморта конкретной задаче
художника".
Комментарии
Отправить комментарий