Связь времён в народном искусстве.

В древнерусских городах и сёлах были развиты такие виды ремёсел, как:
 гончарное, кожевенное, деревообработка, камнетёсное, металлургическая и ткачество.







Ещё в начале 20-го века Россию часто называли «лапотной», подчёркивая отсталость и примитивизм. Лапти ещё в ту пору действительно были традиционной обувью беднейших слоёв населения. Плели их из разного материала, и в зависимости от этого назывались лапти дубовики, ракитники, берестяники или вязовики. Самым мягкими и прочными считали лапти из липового лыка. В лаптях круглый год ходила вся русская деревня, кроме, пожалуй, казачьих районов и Сибири. Ещё в годы Гражданской войны бoльшая часть Красной армии ходила в лаптях, а снабжение солдат лаптями было возложено на чрезвычайную комиссию ЧЕКВАЛАП.

    Для изготовления одного лаптя требуется семь лык длиной по два метра каждое. Ширина одного лыка равна примерно ширине большого пальца на руке мужчины, который сам и заготавливал лыко и впоследствии сам плёл лапти. Для плетения требовалось лыко с ровной части ствола липы, чтобы по всей длине оно не имело дефектов. То есть для заготовки лыка выбирались взрослые, ровные, высокие липы. Нередко после суммарной потери коры, пригодной для плетения, дерево стояло с голым «ободранным» стволом. Это нашло отражение в русском языке в виде образного выражения «ободрать как липку» в значении «отобрать все имеющиеся у кого-либо или у чего-либо полезные ресурсы». 
 

     Лапти в России носились с портянками (онучами). От лаптя вверх и вокруг голени, на манер древнегреческой сандалии, шёл лыковый шнурок, который внизу крепился за говенник лаптя и удерживал портянку от разматывания. Тем не менее при длительной ходьбе периодически приходилось переобуваться и перематывать сбившиеся портянки. Плетение лаптей было на Руси зимним занятием крестьян, когда не было полевых работ. Заготовкой лыка занимались в  определённое летнее время года, когда лыко обладало необходимыми прочностными характеристиками. Новые, только что сплетённые лапти были сделаны по одной колодке и в паре не отличались левый от правого. Мужчине пары лаптей хватало на неделю, не более. Отсюда поговорка: «В дорогу идти — пятеры лапти сплести!».


Ложкарь с учениками
плетение корзин для хранение ложек




ткачиха

крестьянки за вышиванием

 Самые разнообразные коклюшечные кружева родились в   России:
Вологодское, Киришское, Михайловское, Елецкое, Белёвское, Скопинское






Гончарное производство успешно развивалось там, где почва была богата залежами глины. Гончары производили посуду различной формы, детские игрушки, кирпичи, облицовочные плитки.







          Гжель — не только село и промысел, а целый гончарный край. 27 деревень, так называемый «Гжельский куст». Первое упоминание — во времена Ивана Калиты. Мастерили керамику, а когда крестьяне, братья Куликовы, раскопали белую глину, — перешли на фарфор.


Основными цветами, используемыми мастерами в рамках гжельской росписи, являются:

  • белоснежный цвет (всегда используется в качестве фонового оттенка, так как не оттеняет контрастную краску, с помощью которой создается основной орнамент);
  • все оттенки синего цвета, наиболее популярными из которых являются насыщенный синий и бледно-голубой;
  • кобальтовый цвет (темный оттенок);
  • белый цвет краски (используется при зеркальной росписи, когда орнамент создается на синем фоне – наоборот, в сравнении с классической гжельской росписью);
  • золотой (современное нововведение художников, стремящихся с помощью благородного оттенка золота расставить акценты на собственноручно созданном изображении);
  • платиновый (используется редко, также для акцентирования внимания зрителя на конкретных деталях орнамента).
С XIX века работает гончарное производство на реке Сысерть.
С 1960 года производство преобразуются в «Сысертский завод керамических изделий»,
а с 1977 года «Сысертский завод художественного фарфора»

 Оренбургский пуховый платок — вязаный платок из уникального пуха оренбургских коз, нанесенного на специальную основу (х/б, шелк или другой материал).

Каслинское литье — художественные изделия (скульптура, решетки, архитектурные элементы и т. д.) из чугуна и бронзы, производящиеся на чугунолитейном заводе в городе Касли. 

Этот завод основал в 1749 году купец-старообрядец Яков Коробков, прибывший сюда c семьей из Тулы. Он руководствовался указом Петра I, гласившим:  "Соизволяется всем и каждому, дается воля, какого бы чина и достоинства не был, во всех местах, как на собственных, так и на чужих землях искать, плавить, варить, чистить всякие металлы и минералы"



История гусевского хрусталя началась в 1756 году, когда орловский купец Аким Мальцов основал на берегу реки Гусь в дремучих мещерских лесах первый стекольный завод


    Филигрань (или скань) — ювелирный промысел, использующий ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной и т.д. проволоки. Элементы филигранного узора бывают самыми разнообразными: веревочка, шнурок, плетение, елочка, дорожка, гладь. В единое целое отдельные элементы филиграни соединяют при помощи пайки. Часто филигрань сочетают с зернью — металлическими мелкими шариками, которые напаиваются в заранее подготовленные ячейки (углубления). Зернь создает эффектную фактуру, игру светотени, благодаря чему изделия приобретают особо нарядный, изысканный вид. Материалами для филигранных изделий служат сплавы золота, серебра и платины, а также медь, латунь, мельхиор, нейзильбер. Украшения, выполненные в технике филиграни, оксидируют и серебрят. Часто филигрань сочетают с эмалью (в том числе финифтью), гравировкой, чеканкой.



Тобольская резная кость

1.     Холмогоры в Архангельской области – ажурная и рельефная резьба предметов быта и украшений;
2.     Тобольск в Западной Сибири – миниатюрная скульптура из кости, изображающая людей и природу края;
3.     Чукотка – скульптура животных и гравировка по кости на бытовые темы.






  Вологодская (усольская) финифть — традиционная роспись по белой эмали. Промысел возник в XVII веке в Сольвычегодске. Позже подобной финифтью стали заниматься в Вологде. Изначально главным мотивом были растительные композиции, нанесенные красками на медную основу: цветочные орнаменты, птицы, звери, в том числе и мифологические. Однако в начале XVIII века стала популярна однотонная финифть (белая, синяя и зеленая). Только в 1970-е годы XX века началось возрождение «усольской» многоцветной финифти вологодскими художниками. Производство продолжается и сейчас. Финифть - изготовление художественных произведений с помощью стекловидного порошка, эмали на металлической подложке. Стеклянное покрытие является долговечным и не выцветает со временем, изделия из финифти отличаются особой яркостью и чистотой красок. Эмаль приобретает нужный цвет после обжига с помощью добавок, для которых используются соли металлов. Например, добавки золота придают стеклу рубиновый цвет, кобальта — синий цвет, а меди зеленый.

Шемогодская резьба по бересте


Особую популярность получила шемогодская прорезная береста, которая берет свое начало в Вологодской области. Береста, несмотря на свою кажущуюся хрупкость, — довольно прочный и долговечный материал. 

  Варнавинская резьба возникла в среде профессиональных нижегородских столяров, занимающихся резьбой по дереву. В качестве основного сырья мастера используют трубчатую кость крупного рогатого скота — «цевку» и рог. Также для изготовления дорогих видов изделий используются более редкие и ценные виды 





Абрамцево-кудринская резьба — это художественный промысел резьбы по дереву, сформировавшийся в конце XIX века в окрестностях подмосковной усадьбы Абрамцево.


Малахит — зеленый минерал с богатыми оттенками, хорошо поддающийся обработке. Камень может быть от светло-зеленого до черно-зеленого цветов, а первая поделка насчитывает более 10 тысяч лет. Плотные разновидности малахита хорошего цвета и с красивым рисунком высоко ценятся, их с конца XVIII века употребляли для облицовки плоских поверхностей.  С начала XIX века малахит используется для создания объемных произведений — ваз, чаш, посуды.


Большая колыванская ваза (иногда называемая в популярных источниках «царицей ваз») из зелёно-волнистой яшмы — произведение камнерезного искусства, экспонирующееся в Государственном Эрмитаже.
Вес каменного изделия составляет 2,5 тонн. Высота вазы с пьедесталом — 2,57 м, большой диаметр составляет 5,04 м, а малый — 3,22 м. Это самая большая ваза в мир






Комментарии