Глаголем, кошелем и брусом
Дом строили с резным крыльцом,
С обдуманным
мужицким вкусом
И каждый со своим лицом.
В.
Федотов.
Русская изба: интерьер избы,
предметы крестьянского быта.
Корни древнего искусства. Вплоть
до XVIII века все постройки – жилые дома, мостовые, хозяйственные помещения,
церкви – рубились, то есть строились из дерева, которое было главным
строительным материалом. Так что в деревянном зодчестве Древняя Русь добилась
больших успехов, создавая шедевры строительного искусства. Достаточно было
срубить любое ровное дерево, лучше сосну, ель или лиственницу, очистить его от коры,
обрубить сучья, распилить на бревна нужной длины – и строительный материал
готов! Доступность, легкость обработки, удобство транспортировки водными
путями, а главное – обилие его – стимулировали широкое применение дерева. Важны
также были два его особых качества: сухость и теплоемкость. А еще дерево было
дешевым. Но век избы недолог: отапливаемое жилище редко может простоять более
100 лет. Жилые постройки быстро ветшают, в них активнее идет процесс гниения
древесины, поэтому в основном самые старые сохранившиеся избы относятся к XIX
веку. Во второй половине 20-го века для того, чтобы обеспечить большую
безопасность, лучшие условия изучения сохранившихся домов и чтобы дать
возможность познакомиться с ними большему количеству людей, в ряде мест России
были устроены музеи на открытом воздухе, в которые перенесли памятники
деревянной архитектуры, в том числе и жилые дома. Так были созданы прекрасные
музеи на острове Кижи, под Суздалем, Малые Карелы под Петрозаводском.
Избу и другие крестьянские
постройки крестьянин обычно рубил сам или нанимал опытных плотников. Собираясь
строиться, крестьянин рубил деревья поздней осенью или ранней весной: к этому
времени жизнь в дереве замирает, последнее годичное кольцо приобретает твердую
наружную оболочку, что предохраняет древесину от разрушения. Прямо в лесу или
возле деревни ставили сруб, приготовленный вчерне - без окон и дверей, который
разделялся на три части для просушки. А ранней весной его перевозили в деревню
и собирали. Эта работа производилась обычно "помочью" ("толокой").
"Помочь"- однодневная общественная бесплатная работа в пользу одной
крестьянской семьи. На строительство собиралась вся деревня и даже округа. Об
этом очень древнем обычае говорится в старинной пословице: "Кто на помочь
звал, тот и сам иди". Для всей "помочи" крестьянин должен был
устроить угощение.
При строительстве нового дома большое значение придавалось выбору места: место должно быть сухим, высоким, светлым - и вместе с тем учитывалась его ритуальная ценность: оно должно быть счастливым. Счастливым считалось место обжитое, то есть прошедшее проверку временем, место, где жизнь людей проходила в полном благополучии. Неудачными для строительства было место, где прежде хоронили людей, и где раньше проходила дорога или стояла баня. При постройке избы копали яму, в которую на 20–25 сантиметров углубляли сруб. Песком – для тепла и сухости – засыпали завалинки. Для предохранения сруба от загнивания его иногда ставили на валуны или пеньки с обрубленными корнями или на обрезки толстых бревен, откуда и появилось выражение «избушка на курьих ножках». Такой оригинальный вид фундамента применялся в русском деревянном строительстве очень долго. Сначала делали четырехугольный венец (периметр строения) – четырехугольник из горизонтально уложенных и притесанных друг к другу бревен. Бревна соединяли без гвоздей. Недалеко от концов бревен вырубали круглые чашки. При складывании бревен их укладывали друг в друга, и при таком соединении невозможно было вытащить ни один элемент из венца.
Несколько венцов, положенных друг на друга, формировали четырехугольный сруб – четверик. Для тепла отверстия между венцами затыкали паклей или мхом – это зависело от достатка хозяина. Болотный мох, между прочим, имеет свойство убивать бактерии. Затем в срубе прорубали двери и невысокие окна. Четырехугольник из бревен назывался клеть. В длину он был около 4 метров и столько же в ширину. Сейчас такое помещение мы называем комнатой. Клеть сверху покрывали кровлей. Пол делали из досок. Необходимость избежать холода и сырости заставляла высоко поднимать уровень пола. Сруб вытягивался в высоту так, что между землей и деревянным полом образовывался лишенный окон глухой подклет. Эта часть сруба имела большое значение для хозяйства: там хранили продукты.
При строительстве нового дома большое значение придавалось выбору места: место должно быть сухим, высоким, светлым - и вместе с тем учитывалась его ритуальная ценность: оно должно быть счастливым. Счастливым считалось место обжитое, то есть прошедшее проверку временем, место, где жизнь людей проходила в полном благополучии. Неудачными для строительства было место, где прежде хоронили людей, и где раньше проходила дорога или стояла баня. При постройке избы копали яму, в которую на 20–25 сантиметров углубляли сруб. Песком – для тепла и сухости – засыпали завалинки. Для предохранения сруба от загнивания его иногда ставили на валуны или пеньки с обрубленными корнями или на обрезки толстых бревен, откуда и появилось выражение «избушка на курьих ножках». Такой оригинальный вид фундамента применялся в русском деревянном строительстве очень долго. Сначала делали четырехугольный венец (периметр строения) – четырехугольник из горизонтально уложенных и притесанных друг к другу бревен. Бревна соединяли без гвоздей. Недалеко от концов бревен вырубали круглые чашки. При складывании бревен их укладывали друг в друга, и при таком соединении невозможно было вытащить ни один элемент из венца.
Несколько венцов, положенных друг на друга, формировали четырехугольный сруб – четверик. Для тепла отверстия между венцами затыкали паклей или мхом – это зависело от достатка хозяина. Болотный мох, между прочим, имеет свойство убивать бактерии. Затем в срубе прорубали двери и невысокие окна. Четырехугольник из бревен назывался клеть. В длину он был около 4 метров и столько же в ширину. Сейчас такое помещение мы называем комнатой. Клеть сверху покрывали кровлей. Пол делали из досок. Необходимость избежать холода и сырости заставляла высоко поднимать уровень пола. Сруб вытягивался в высоту так, что между землей и деревянным полом образовывался лишенный окон глухой подклет. Эта часть сруба имела большое значение для хозяйства: там хранили продукты.
Народные мастера: гончары,
резчики, строители, плотники – хранители народных традиций. Крестьянский дом –
маленькая Вселенная. Крыша – небо, стены (клеть) и пол – земля, подклеть –
подземный мир. Дом смотрел на мир очами – окнами. Особенности деталей избы:
фронтона, полотенца, наличников и причелин. Крестьянское жилище снаружи всегда
украшалось резьбой, начиная с калитки и до крыльца – вход в избу. Узор,
деревянное кружево, напоминают густую листву леса. Природа повлияла на народное декоративное искусство. Лес тоже
опасен для человека, там много злых и добрых духов, много опасных хищников. Всё
это отразилось в орнаменте узоров. Птицы – символические знаки природы. Среди
птиц особенно часто встречаются изображения петухов, кур, павлинов, Сиринов,
Финистов. Центром композиции является ДРЕВО ЖИЗНИ, поэтому в узорах наличников
так много растительного орнамента.
Вопросы к уроку:
Что значило для
крестьянина построить дом?
Зачем крестьяне
украшали свои жилища?
О чём может рассказать
весь декор избы?
Какие вы знаете детали
избы?
Что общего и в чём
разница между жилищами Северной, Средней и Южной полосы России?
Комментарии
Отправить комментарий