Мозаика

Михаил Ломоносов – любознательный естествоиспытатель, одаренный писатель и мудрейший философ не обошел стороной и такую важную сферу творчества, как изобразительное искусство. Он изучал свойства стекла и, пораженный необычайной красотой смальты – цветного стекла, увлекся изготовлением мозаичных полотен. Одной из таким способом созданных работ и является знаменитая «Полтавская баталия».

Для выкладывания мозаики ученому потребовалась помощь семерых рабочих и художника. Нанятый живописец подготовил картонную основу с изображением, так как Ломоносов не обладал навыками рисования. Но непосредственно саму работу с разноцветными стеклянными кусочками выполнял автор задуманного произведения. Результатом стало громадное панно приблизительно в 6,5 метров шириной и в высоту – около 5 метров. Изображало оно финальный эпизод сражения Полтавской битвы.
Летним утром 1709 года на левом берегу Днепра вспыхнуло противостояние между русским и шведскими войсками. Русскими командовал великий Петр I, подвиги которого особенно прославлял М. Ломоносов. Царь Петр представлен зрителям в изумрудном мундире, с саблей в руке, сидящим на вздыбленном скакуне, как бесстрашный полководец. Он выехал на поле боя, когда уже очевидна победа русского войска, но еще присутствует опасность для жизни.
Дабы уберечь государя от возможной гибели, ему преграждает путь простой солдат. Ломоносов нарочно в композиционном центре картины поставил этого солдата, желая показать таким образом значимость народа в битве, его отважный героизм.
Язык мозаики краткий и ясный. Цвета контрастные и глубокие. Фоном для насыщенной палитры алых, зеленых и синих мундиров участников сражения служит затянутый дымкой горизонт.





Комментарии