русская народная игрушка

Почему народная игрушка называется народной?
--------
Традиционные народные игрушки (потешки) различаются по типу, материалу и способу изготовления, где присутствуют люди и животные.
Самые первые потешки - погремушки - шаркунки
Если сделанные промышленным способом современные игрушки в большинстве случаев воспроизводили в миниатюре приметы «взрослой жизни» и помогают её познанию, то народная игрушка создавала свой особенный мир образов, где реальность была лишь поводом для фантазии, а быль и вымысел так взаимопроницаемы, что разделить их невозможно.
Игрушка была и забавой для детей, и средством их воспитания, и праздничным подарком, и свадебным атрибутом, и украшением, а в древности ещё и обрядовым культовым символом.
тряпичные куклы обереги, но самые древние были куклы панки:
любимые игрушки девочек
Куклы-панки − это объемные, схематично выполненные из цельного куска дерева человеческие фигурки, преимущественно женские, напоминающие круглый или ограненный столбик, балясину с шарообразной головой и плоским лицом. Глаза, нос, рот обозначались ямками или бороздками, руки едва намечались рельефом. Панки похожи на монументальные фигуры деревянных идолов или каменных баб, которым поклонялись наши предки, как божествам. Они таинственны и архаичны.
любимые игрушки мальчиков


На Руси конь был всегда кормильцем крестьян, другом и помощником воина. В верованиях древних славян значительное место занимало солнце, представляемое в образе коня. Бег этого стремительного красивого животного символизировал для язычников катящееся по небесному своду солнечное божество. Капище Перуна – главного бога славянской мифологии украшалось фигурами коней, изготавливались амулеты в виде коней. Северные деревянные игрушки-кони нередко окрашивались в красный цвет – цвет солнца, а также украшались солярными знаками: крестами и розетками, заключенными в круг Наиболее древним типом деревянной игрушки являются новгородские кони XII-XIV вв. Они представляют собой изогнутый корень или кусок доски с условным намеком на реальные очертания животного. Только в форме головы заметно нечто звериное или птичье. В других случаях гладкие, как полоз саней, основание расчленяется: в нем вырубаются выступы, изображающие ноги. Зарубками обозначалась грива, но глаза, уши, рот, как правило, не изображались. В корпусе продалбливалось отверстие, через которое продевалась веревка: видимо, таких коней дети возили за собой по земле.


скопинская глиняная свистулька
Птица счастья или поморский голубок. Интерьерная игрушка.
выполняется из двух брусочков дерева.

Мировое древо изображалось нередко с птицами на ветвях. Птицы у многих народов – существа, способные быть носителем воли богов, осуществляя связь дольнего и горнего миров. На зиму птицы по народным поверьям улетали в рай. Культ водоплавающей птицы прослеживается со времен неолита. Фигурки птиц в древности носили в качестве украшений-амулетов; птиц вышивали на одежде и полотенцах, изображали на деревянных ковшах, делали в виде игрушек. Солонка-птица, сплетенная из бересты, −­ одна из древнейших форм. Важной частью женской одежды являлся головной убор, так как с ним была связана идея соединения с небом. В орнаментах головных уборов часто встречается изображение птицы. Сами названия головных уборов являются птичьими: кокошник, кика, кичка, сорока.

В этой связи уместно вспомнить и об архитектурной детали крестьянского дома − курице. В.Даль: «Кур − приспособление для поддержки чего-либо». Курица − это кронштейн-крюк, конструктивная и декоративная деталь северного крестьянского деревянного дома. Она поддерживает бревно (поток, желоб, водосток), в которое упираются концами кровельные тесины. Курицы вытесывались из стволов молодых елей с г-образным (кочергой) отростком у корневища, иногда раздвоенным. Курица выполняла и  оберегательную функцию. Чаще всего она изготавливалась похожей на птицу, охраняющую от злых сил верхнюю часть жилища.

Птицы, как и кони, часто сопровождали изображения солнца, а иногда заменяли его, как, например, на завершьях прялок.

Утка, утушка – популярный образ в народной игрушке, в том числе и деревянной. Птица была связана с водой («влагой небесной»), а также небесными силами: громом, тучами. Птица – один из символов весны. Свистеть в свистульку-птицу из глины – значит призывать весной птиц возвращаться к своим гнездам. В четвертую субботу после Пасхи на берегу реки Вятки проходили праздники Свистопляски или Свистуньи − отголоски древних аграрных культов. Главной игрушкой праздника являлась сделанная из красной глины и расписанная свистулька-птица − дымковская игрушка. Они назывались также: «гудки», «свистушки», «дудки» и продавались на ярмарках.

Северные деревянные птицы (утки, лебеди, гуси) отличаются от подобных игрушек средней полосы России тем, что зачастую изготавливались из веток и корней деревьев. Для них характерны обобщенные формы, плоское основание, отсутствие крыльев. Таковы онежские птицы (регион реки Онеги). Они представлялись плывущими, с вытянутой вперед шеей. Как правило, орнамент, обозначение глаз, лапок и перьев отсутствует.

Полх-МайданФедосеевская подвижная игрушка из щепок и досочек
Богородская игрушка


















Богородская игрушка
Каргопольская глиняная игрушка

Абашевские игрушки имеют особенности пластики: всадники без ног, их тела слиты с конем в одну фигуру. Такая условность не бросается в глаза, а кажется естественной

Филимоновская игрушка
Инна Широкова


Дымковская игрушка
Курская игрушка
Петровские колокольчики






- Как вы думаете, для чего создавались игрушки в древности? 
- В чём ценность народной игрушки?
- Популярна ли народная игрушка в наше время?
- Почему народная игрушка утратила свои практические функции?
- Все ли современные игрушки полезны детям?
- Какие вы знаете народные игрушки?
- Почему простые советские игрушки развивают интеллект ребёнка лучше современных гаджетов?

русская народная игрушка

%D0%B4%D0%BF%D0%B8_edited.jpg

Комментарии