Дом-космос. Единство конструкций и декора в народном жилище

 Вопросы:
1. Как в старину на Руси созывали людей к общему собранию?
2. Что вы знаете о колоколах?
3. Есть ли разница между современными и деревенскими домами?
4. Как же представляли себе свой мир языческие славяне?
5. Каким был дом славянина?

«Заслышав звон колоколов, дьявол бежит прочь от человека. Замечают еще, что если выйти из дома, войти в него, кончить что-либо в самое начало звона, есть предвестие добра»
 Надпись на одном из средневековых колоколов гласит: «Пока я звоню, пусть далеко отойдут огонь, град, гром, молния, зараза, меч, сатана и злой человек». 


        Дом - мир, обжитый человеком, образ освоенного пространства. Дом - это ограниченное камерное пространство, где человеку можно защититься от могучих сил природы. Древние славяне вкладывали глубочайший смысл в постройку дома, ведь человек при этом уподобляется богам, создавшим Вечную Вселенную. Крестьянский дом для славян - был модель вселенной. Они делили его на три части: верхний мир – ПРАВЬ, мир добра и богов, где хранятся запасы живой воды, неиссякаемый источник дождей – «хляби небесные» (хлябь – бездна, глубина). В хлябях есть остров Ирий, где живут прародители всех птиц и зверей, туда улетают перелётные птицы, они же являются посланниками Правого мира. Средний мир – ЯВЬ, живой мир, мир людей и домашних животных. Нижний мир – НАВЬ, мир мёртвых, ночная сторона, мир зла, тьмы и покойников. К покойникам на Руси относились двояко. Своих родных мёртвых уважали, называли «дедами», «предками», они покровительствовали и помогали всей семье. Были и чужие мертвые – «навьи души» - это иноплеменные души врагов и недоброжелателей, души людей, которых за что-то покарали силы природы (души утопленников, съеденных волками, с дерева падших, убитых молнией, самоубийцы). Эти навьи души на «злых ветрах» прилетают в Живой мир человека, неся смерть и болезни. Напасть на человека они могут везде и отовсюду. Но есть у человека надёжная защита – его мир, его дом. «Мой дом – моя крепость», - говорили на Руси. И для обеспечения этой крепости недоступности при строительстве дома большое значение придавалось времени начала работ, выбору места строительства, подготовке строительных материалов; каждый этап строительства был подчинён особому ритуалу, корни которого – в преданиях наших далёких предков.

     После Покровских праздников выбирали место под усадьбу, старались не оказаться на заброшенной старой дороге (ведь по ней, того и гляди, уйдут из дома достаток и жизнь), на месте, где раньше стояла баня, там, где был когда-то пожар, где случалась поломка или – всего хуже – пролилась кровь. Ясно же, что подобное может произойти только в «худом» месте, где человеку лучше всего не находиться, а жить – и подавно! После выбора участка молодой хозяин «очищал» его и освящал специальной символикой: опахивал участок по кругу (круг – замкнутая линия, бесконечность, символ солнца), обозначал внутри круга квадрат усадьбы, делил крестообразной фигурой на четыре части. Потом глава дома отправлялся «во все четыре стороны» и с каждой стороны приносил матёрый камень-валун, эти камни клались под углы дома. Тысячелетиями обкатываемые льдами, обдуваемые ветрами, эти камни будут крепким основанием для нового дома. В мир человека есть две лазейки: окно и дверь, они требуют дополнительной защиты. И на окне, и на двери есть наличник. Перед дверью обязательно есть порог. Порог – это граница между мирами, миром живых и миром мёртвых. Хозяйка, заходя в дом, вытирает ноги о порог, отряхивает прах мира; заходя в чужой дом, гости переступают через порог, показывая, что пришли в этом дом с добром. Несравненно больше внимания уделялось окнам, сквозь которые могли проникнуть вездесущие навьи. Щели в оконцах, сквозняки, зимний холод, всё, что могло причинить болезнь, - всё это преображалось в сознании древних людей в образы невидимых, неосязаемых навьих. В связи с этим возник такой важный элемент заклинательного декора, как наличник, обрамление окон, обычно насыщенное языческой символикой, ведь оконный проём – это не только «окно в мир» и в «белый свет» для обитателей избы, но и глазок для чужих людей и сторонних злых сил, которые могут подглядеть в него жизнь внутри жилища, проникнуть внутрь или хотя бы сглазить тех, кого удастся увидеть в окно. Наличники на окнах русских домов выполнены тщательно с выдумкой и рисунком! Крыша избы могла обозначать весь дом, «отчий кров», «жить под одной крышей – ходить под одним небом». Её завершал «охупень», или «конёк». Резная доска, закрывающая выход слег на фасад – причелина. Причелина с левого края кровли содержала символы восходящего утреннего солнца; с правого края – вечернее заходящее солнце. Резная доска, крепящаяся на пересечении двух причелин, - полотенце – полуденное солнце в зените. Строительство дома завершено. Построенный на священной земле предков, освящённый специальным магическим обрядом, защищённый символикой солнца и небесных сил, находящийся под покровительством домового, дом готов принять новую семью и положить основу новому роду.




Комментарии