•
Акцент — прием подчеркивания линией, тоном или цветом
какого-либо выразительного предмета, детали изображения, на которые необходимо
направить внимание зрителя.
•
Алла прима - техника масляной живописи быстрыми смелыми
мазками, позволяющая выполнить картину (или ее фрагмент) за один сеанс, до
высыхания красок.
•
Блик – элемент светотени. Наиболее светлое место на
освещенной (блестящей) поверхности предмета. С переменой точки зрения блик
меняет свое местоположение на форме предмета.
•
Воздушная перспектива – изменение цвета,
очертания и степени освещенности предметов, возникающее по мере удаления натуры
от глаз наблюдателя вследствие увеличения световоздушного пространства между
наблюдателем и предметом.
•
Валёр — термин художественной практики, определяющий
качественную сторону отдельного, преимущественно светотеневого тона, в его
взаимосвязи с окружающими тонами. В реалистической живописи материальные
свойства предметного мира передаются, в основном, через объективно закономерные
тоновые отношения. Но, чтобы живо, целостно воспроизвести материальность,
пластику, цветность предмета при определенном состоянии освещенности и в
определенной обстановке, художник должен добиться очень большой точности и
выразительности в соотношениях тонов; богатство, тонкость соотношений
переходов, ведущих к выразительности живописи, и являются основным признаком
валёра. У крупнейших мастеров XVII—XIX вв. — таких, как Ве-ласкес, Рембрандт,
Шарден, Репин — живопись всегда богата валёрами.
•
Дополнительные цвета — два цвета, дающие
белый при оптическом смешении (красный и голубовато-зеленый, оранжевый и
голубой, желтый и синий, фиолетовый и зеленовато-желтый, зеленый и пурпурный).
При механическом смешении этих пар дополнительных цветов получаются оттенки с
пониженной насыщенностью. Дополнительные цвета нередко называют контрастными
•
•
Фактура — характерные особенности поверхности предметов
из различного материала как в натуре, так и в изображении (рельеф красочного
слоя мазков). Фактура может быть гладкой, шероховатой, рельефной. Фактура
письма во многом зависит от свойств красочного материала, от особенностей
объекта натуры, которые изображает художник, а также от поставленной задачи и
материала исполнения. В акварели фактура во многом зависит от поверхности
бумаги. В фактуре письма проявляется индивидуальный почерк художника.
•
Эффект Пуркине — изменение относительной яркости
цветов при усилении или ослаблении освещения. Например, днем сильной кажется
относительная яркость красного и желтого, а в сумерки — зеленого и синего цветов.
Дело здесь в том, что днем при нормальном освещении наш глаз видит посредством
одних клеток сетчатки глаза, так называемых колбочек, а при очень слабом уже
посредством других — палочек. Колбочки более чувствительны к желтому и красному
цвету, тогда как палочки — к сине-зеленому. Еще Леонардо да Винчи замечал:
«Зеленый и голубой усиливают свои цвета в полутени, а красный и желтый
выигрывают в цвете в самых освещенных местах».
•
Сфумато — в
живописи и графике термин, связанный с живописью итальянского Возрождения
начиная с Леонардо да Винчи и означающий мягкость исполнения, неуловимость
предметных очертаний как результат определенного художественного подхода.
•
Пастозность — 1) в технике масляной живописи: значительная
толщина красочного слоя, использованная как художественное средство. Выступая
технической особенностью, пастозность всегда остается заметной для глаза и
проявляется в известной неравномерности красочного слоя, в «рельефном мазке» и
др. В узком, чисто технологическом смысле пастозной называют иногда и
толстослойную живопись с ровной поверхностью, при которой пастозность может
быть незаметна (корпусная живопись); 2) особое свойство пластичности красочного
материала, позволяющее неразжиженной масляной краской целиком сохранять ту
форму, какую придает ей кисть.
•
Колорит (этюда или картины) — характер взаимосвязи
всех цветовых элементов изображения, его цветовой строй. Главное его
достоинство — богатство и согласованность цветов, соответствующих самой натуре,
передающих в единстве со светотенью предметные свойства и состояние
освещенности изображаемого момента. Колорит этюда определяется: 1)
выдержанностью пропорциональных натуре цветовых отношений с учетом общего
тонового и цветового состояния освещенности, 2) богатством и разнообразием рефлексов
световоздушной и предметной среды, 3) контрастным взаимодействием теплых и
холодных оттенков, 4) влиянием цвета освещения, который объединяет цвета
натуры, делает их соподчиненными и родственными.
•
Правдивое отражение состояния реальных условий освещенности
оказывает воздействие на чувства зрителя, создает настроение, вызывает
соответствующие эстетические переживания.
•
Цветовая гамма— цвета, преобладающие в данном
произведении и определяющие характер его цветового строя. Говорят: гамма
холодных, теплых, бледных оттенков цвета и т. д.
•
Гармония — связь, соразмерность, согласованность. В
изобразительном искусстве — сочетание форм, взаимосвязь частей или цветов. В
живописи — это соответствие деталей целому не только по размерам, но и по цвету
(цветовое единство, гамма родственных оттенков). Источником гармонии являются
закономерности цветовых изменений объектов природы под влиянием силы и
спектрального состава освещения. Гармония цветового строя этюда или картины
зависит также от особенностей физиологии и психологии зрительного восприятия
световых и цветовых качеств объективного мира (контрастное взаимодействие
цветов, явление ореола и др.).
Тон – степень светлоты, присущая цвету предмета в натуре и в
произведении искусства. Тон зависит от интенсивности цвета и его светлоты. Тон
в рисунке является одним из ведущих художественных средств, так как рисунок
обычно одноцветен (монохромен). При помощи отношений различных тонов передаются
объемность формы, положение в пространстве и освещение предметов. Тоном
передается то различие предметов по светлоте, которое обусловлено в натуре
разнообразием их цвета и материала. Под понятием «тон» в живописи
подразумевается светосила цвета, а также насыщенность цвета. В живописи
цветовые и светотеневые отношения неразрывно связаны. При этом не следует
смешивать понятие «тон» с понятиями «оттенок» и «цветовой тон», определяющими
другие качества цвета.
•
Тональность – определенное соотношение цветов или тонов,
характерное для данного произведения, одна из его художественных особенностей.
В графике тональность определяется степенью контраста темных и светлых тонов. В
живописи понятие тонов имеет то же значение, что и цветовая гамма, так как
определяет особенности цветового строя произведения наряду с цветовыми
нюансами.
•
Рефлекс - (от латинского reflexus - обращенный,
повернутый назад, отраженный) в живописи, реже в графике отсвет цвета и света
на каком-либо предмете, возникающий в тех случаях, когда на этот предмет падает
отсвет от окружающих объектов (соседних предметов, неба и т. д.).
•
Пленэр - (от французского plein air, буквально -
открытый воздух) термин, обозначающий передачу в картине всего богатства
изменений цвета, обусловленных воздействием солнечного света и окружающей
атмосферы. Пленэрная живопись сложилась в результате работы художников на
открытом воздухе (а не в мастерской).
•
Ахроматические цвета – белый, серый,
черный, различаются только по светлоте и лишены цветового тона.
•
Хроматические цвета – цвета, обладающие
особым качеством (цветовым тоном), отличающим один от другого. Хроматические
цвета – цвета солнечного спектра, создающиеся при преломлении солнечного луча.
Условно цвета спектра располагаются по «цветовому кругу". Эта шкала цветов
содержит большое количество переходов от холодных цветов к теплым.
•
Нюанс – (от французского nuance) оттенок, тонкое
различие; в изобразительном искусстве - едва заметный переход одного цветового
тона в другой (в живописи), одной светотеневой градации в другую (в скульптуре,
графике). Совокупность оттенков (нюансировка) применяется для достижения более
тонкой моделировки объекта изображения.
•
Оттенок - градация тона, нюанс; в изобразительном
искусстве одно из средств создания художественного произведения. Разнообразие
оттенков обогащает колорит (в живописи), светотеневую моделировку (в
скульптуре, графике).
•
Мотив – завязка, определяющий момент цветового и
живописно-пластического решения картины или этюда, в декоративно-прикладном
искусстве – основной элемент орнаментальной композиции, который может
многократно повторяться.
•
Локальный цвет - в живописи, основной и неизменный
цвет изображаемых объектов, условный, лишенный оттенков, которые возникают в
природе под воздействием освещения, воздушной среды, рефлексов от окружающих
предметов и пр. Локальный цвет – цвет, характерный для окраски данного
предмета, постоянно изменяется под воздействием освещения, воздушной среды,
окружающих предметов и т.д., в живописи – взятый в основных больших отношениях
к соседним цветам, без детального выделения цветовых оттенков.
•
Контражур – явление восприятия предмета или объекта,
стоящего против света и воспринимающегося в виде плоского силуэтного пятна.
•
Отмывка – акварельная техника с использованием очень
жидкой краски или туши, прием осветления краски или удаления ее с бумаги при
помощи кисточки, смоченной в чистой воде, и сбор отмоченной краски промокательной
бумагой.
•
Лессировка - (от немецкого lasieren - покрывать глазурью)
тонкие прозрачные или полупрозрачные слои красок, которые наносятся на
просохшие или полупросохшие плотные красочные слои картины, чтобы изменить,
усилить или ослабить цветовые тона, обогатить колорит, добиться его единства и
гармонии.
•
Гризайль - (французского gris - серый) вид декоративной
живописи, выполняемой в разных оттенках какого-либо цвета (чаще серого).
Применяется с XVII века, широко распространен в росписях интерьеров в стиле
классицизма главным образом как имитация скульптурного рельефа.
•
Цветовая гамма - в изобразительном и
декоративном искусстве ряд гармонически взаимосвязанных оттенков цвета (с одним
доминирующим), используемый при создании художественного произведения.
Комментарии
Отправить комментарий