Традиционная китайская живопись отличается от
западной, в частности, по применяемым художником инструментов, материалов и по способу
внешнего оформления картин. Четыре священных предмета это рисовая бумага или шёлк, кисть, тушь и тушечница. Европейский художник пишет на загрунтованном холсте масляными красками, соблюдая воздушную и линейную перспективу.
"На севере диком...." «Крутые горы и тихие воды»
Иван Шишкин Дун Цичан
Цвет в китайской живописи не играл большую роль, присутствует лишь целая гамма оттенков одного цвета. С помощью разнообразных линий китайский художник мог добиться статичности или динамичности в пейзаже. Художнику очень важно виртуозно владеть ритмом при работе кистью и её разной силой нажима. По способу внешнего оформления различают три
вида картин: вертикальный свиток, горизонтальный свиток-рулон и плоские
картины, сброшюрованные в альбом. Картина в форме вертикального свитка обычно
вешается на стену или укрепляется на створке ширмы; горизонтальный свиток
свертывается в рулон, а рассматривается путем постепенного разворачивания,
причем смотреть картину надо слева направо. Для лучшей сохранности свернутая в
рулон картина помещается в специальный футляр. Наконец, картина может быть
оформлена в виде листа небольшого формата, несколько картин объединяются в
альбом. До нас дошли в хорошем состоянии картины-свитка тысячелетней давности,
что свидетельствует о высокой эффективности описанного способа внешнего
оформления.
Мудрецы Востока любят повторять, что если для деятельного
европейца, обуреваемого идеей покорения природы и демонстрации силы, нет
большего удовольствия, чем забраться на вершину высокой горы, то для китайца
наибольшее счастье - созерцать гору у ее подножия.
Комментарии
Отправить комментарий