Живопись Европы и Китая. Пейзаж

    

                 

          

 

                Горный пейзаж. 1914                                                                    Осень в долине Жёлтой реки

               Жуковский Станислав                                                                 Го Си

    Традиционная китайская живопись отличается от западной, в частности, по применяемым художником инструментов, материалов и по способу внешнего оформления картин. Четыре священных предмета это рисовая бумага или шёлк, кисть, тушь и тушечница. Европейский художник пишет на загрунтованном холсте масляными красками, соблюдая воздушную и линейную перспективу.


        "На севере диком...."                                                        «Крутые горы и тихие воды»                            
          Иван Шишкин                                                                                      Дун Цичан

 Цвет в китайской живописи не играл большую роль, присутствует лишь целая гамма оттенков одного цвета. С помощью разнообразных линий китайский художник мог добиться статичности или динамичности в пейзаже. Художнику очень важно виртуозно владеть ритмом при работе кистью и её разной силой нажима. По способу внешнего оформления различают три вида картин: вертикальный свиток, горизонтальный свиток-рулон и плоские картины, сброшюрованные в альбом. Картина в форме вертикального свитка обычно вешается на стену или укрепляется на створке ширмы; горизонтальный свиток свертывается в рулон, а рассматривается путем постепенного разворачивания, причем смотреть картину надо слева направо. Для лучшей сохранности свернутая в рулон картина помещается в специальный футляр. Наконец, картина может быть оформлена в виде листа небольшого формата, несколько картин объединяются в альбом. До нас дошли в хорошем состоянии картины-свитка тысячелетней давности, что свидетельствует о высокой эффективности описанного способа внешнего оформления. 

Дун Юань (934-962 гг.н.э.) "Летний пейзаж. Задержка у перевала
     

"Вороны". Чжао Цзи, Хуэйцзун






    Мудрецы Востока любят повторять, что если для деятельного европейца, обуреваемого идеей покорения природы и демонстрации силы, нет большего удовольствия, чем забраться на вершину высокой горы, то для китайца наибольшее счастье - созерцать гору у ее подножия. 

«Путники в горах. ок. 800г. Фрагмент свитка на шелке». Ли Чжаодао

    В китайской живописи много свободного белого места, много недосказанного. Белый цвет - символ божественного совершенства. 
    Живопись Китая всегда имеет надписи или стихи на полях и клеймо художника.

















Комментарии