Понимание культуры древних народов.

Культура различается по национальным и географически-региональным признакам: русская, западная культура, восточная.
Культура разных временных исторических  периодов:
- Культура первобытного человека.
- Культура античного периода.
- Культура Средневековья.
- Культура эпохи Возрождения.
- Культура эпохи Просвещения.
 - Каждая религия создает свою культуру.
- Современная культура
- Субкультура.
- Материальная культура.
- Духовная культура.
- Художественная культура.
В большинстве этих словосочетаний понятие "культ" связано с высокой степенью развития, совершенствования данной сферы человеческого бытия.

Материальная культура (греч.,лат.-"вещественная") - создается в процессе производства. К ней относятся орудия труда, средства производства, здания, техника и т.д. Однако, материальная культура, являясь стороной механического производства не тождественна ему. Она характеризует производство с точки зрения создания условий жизни для человека, его развития. А так же реализация и способности человека в процессе материальной деятельности. В широком смысле, материальная культура это то, что человек использует непосредственно для своей жизнедеятельности, для ее сохранения и развития.
Духовная культура включает в себя процесс духовного творчества и созданные при этом духовные ценности. К духовной культуре относят достижения науки, искусства, художественное творчество, язык, нравственные качества и навыки общественного поведения, правовые отношения, религию, общественные идеи и теории и т.д. Она существует в двух неразрывно связанных формах:
• форма духовного мира каждого отдельного человека и его деятельности по созданию духовных "продуктов";
• форма самих этих "продуктов" - духовные ценности.
Духовная культура содержит в себе на ряду с духовными элементами материальную основу своего существования: печать, театры, библиотеки, музеи и т.д.
В общем смысле это деятельность, направленная на духовное развитие человека и общества, ее результаты - новые идеи, знания, духовные ценности, а так же отношения между людьми, возникшие в процессе его производства.

 Художественная картина мира - это синтез разнообразных идей (политических, эстетических, религиозных, этических и др.), которые воплощает в себе произведения искусства той или иной эпохи. Через постижение любого произведения искусства можно понять, как воспринимался мир людьми другой эпохи.
Общие законы искусства:
• Чувственное познание окружающего мира;
• исследование действительности;
• рождение художественного образа, который непосредственно обращен к чувствам, эмоциям, ощущениям человека.
Особенностью художественного образа является: возможность отражения действительности во всем его многообразии: в совмещении единственного и повторяющегося, замкнутого и бесконечного, случайного и обусловленного и т.д.
В художественном образе человек обретает одновременно и воплощение видимого мира и его переживания:

В одном мгновение видеть вечность,
Огромный мир,
В единой горсти бесконечность
И небо в чашечке цветка.

А. Блейк 

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО.
К изобразительному искусству относится живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, архитектура. Называются так потому, что их образы существуют в реальных, зримых формах. Образы этих видов искусства существуют не во времени (в отличие от литературы, музыки, театра и кино), а в пространстве, поэтому их также называют пространственными. А так как произведения этих видов искусства имеют предметный характер и создаются путем обработки вещественного материала, их так же называют пластическими.
Очень любят украшать свои уши папуасы Н. Гвинеи. Менее распространено прободение носовой перегородки или крыльев носа, с целью носить серьги или другие украшения (Н. Гвинея, Египет, Индия, Цейлон, С.-Зап. Америка). Некоторые народы носят губные украшения, делая для этого отверстия и постепенно их, расширяя, в углах рта или посредине, в одной губе или в обеих губах. В эти отверстия вставляются костяные или деревянные палочки, кружки из слоновой кости (негры) и дерева (ботокуды). Само собою разумеется, что прободение носа или губ — операция весьма болезненная и далеко не безопасная. Кроме того, в старости мускулатура губ ослабевает, кружок из губы вываливается, и зияющий рот страшно безобразит лицо.
Деформация, т. е. искусственное изменение различных частей человеческого тела согласно тому или иному идеалу красоты, явление широко распространенное почти у всех народов. Во многих местах встречается обычай сдавливать головы детей повязками, чтобы направить рост черепа по принятому образцу. Почти все североамериканские индейцы придают лбу своих детей покатую форму. У древних мексиканцев царь должен был иметь шарообразную форму головы, и для каждого сословия установлена была по закону специальная форма черепа. Сравнительно недавно этот варварский обычай существовал в Константинополе, где нетурецкие подданные султана придавали черепам своих детей круглую форму в подражание господствующему народу, и даже в Нормандии, где няньки посредством повязок и чепчиков придавали детской головке форму сахарной головы.
Готтентотки придавливают плоские носы своих младенцев, усиливая свойственную готтентонскому носу особенность, а в древнем Риме и Персии посредством давления и массажа старались сделать нос орлиным. В одних местах считается красивой плоская женская грудь, и на нее накладывают тяжелые бляхи (в прежние времена в Испании и Сев. Германии), в других ее оттягивают (Африка) до такой степени, что ее можно перебросить через плечо сидящему на спине ребенку. Корсет, изменяющий форму талии и грудной клетки, имел до последнего времени широкое применение у женщин европейских народов.
В Китае и Индо-Китае аскеты и знатные и богатые люди отращивают себе длинные ногти, показывая этим, что физическим трудом они не занимаются. На Западе и в России была мода отращивать себе на мизинце длинный ноготь, который защищался изящным золотым или серебряным футляром. Теперь таких ногтей не носят, но маникюрное искусство везде процветает.



Зачем людям украшения

Когда человек начал украшать себя?

Зачем людям украшения
Чем отличался вождь племени?
Зачем древний охотник украшал себя?

Какой цвет преобладает в декоре древних славян?

Какова символика древнерусских украшений
Для чего делали роспись по телу в древности?
- Зачем некоторые племена шрамировали себя? 
- Зачем многие племена расписывали себя?
- Почему современные люди украшают себя татуировками?
- Что такое боди-арт?

- Люди украшали себя с давних времен. Первыми природными материалами, подвергшимися искусственной обработке и предназначенными для украшений - стали кости и клыки животных, камень, дерево, шкуры животных, мягкие и гибкие части растений и панцыри морских обитателей.

 Декор (от лат. decorare — украшать) — совокупность украшающих предмет орнаментальных или изобразительных элементов.
- В древности росписью по телу и лицу люди пытались защитить себя и устрашить врагов. 
У древних людей существовали другие способы украшений, например, раскраска тела специальными красками, татуировка и даже шрамирование. Раскрашивать тело люди начали с давних времён. Для раскраски использовали белила (мел, известь), черную краску (древесный уголь, марганцевая руда), охру. Всего было известно до 17 цветов. Нанесение на лицо и тела краски (грима) люд использовали в основном в обрядовых действиях. Например, краску наносили на лицо и тело юношей во время церемонии посвящения во взрослые полноправные члены племени, раскраска являлась признаком взрослого мужчины-воина. 
В качестве постоянного украшения на тело наносилась татуировка или шрамирование (наколотый или вырезанный на коже узор). Татуировка обозначала принадлежность человека к определённому племени или роду, положение человека в племени или рассказывала о количестве поверженных врагов и о количестве добытых животных. Традиционно сложными татуировками украшали свои тела и лица люди племени маори, проживающие в Новой Зеландии. У мужчин сложным геометрическими узорами было покрыто всё тело, у женщин – только лицо. Причём только члены знатных семей могли носить индивидуальный татуаж, так как он указывал на их особое высокое происхождение. 
Со временем общественные отношения в племени усложнялись и украшения стали своеобразным знаком социального отличия. Например, только вожди племени могли носить головной убор из разноцветных перьев попугая или орлиных перьев.
Украшения обозначали не только статус и положение, но и служили определёнными знаками принадлежности к племени. Особенностью украшений женщин народа падаунги являются латунные обручи на шее. С 5-летнего возраста на шею девочки начинали накручивать латунные спирали. Количество колец с возрастом увеличивалось и к преклонному возрасту могло достигать в высоту до 30 сантиметров. По одной из версий такая традиция была придумана для защиты. Когда мужчины оставляли своё жильё в поисках пропитания, женщины оставались одни и могли стать лёгкой добычей тигра. Сегодня такой опасности нет, но традиция сохранилась. И в наше время женщина падаунги с длинной окольцованной шеей считается эталоном красоты.
Женщины племени мурси имеют другое украшение. В племени мурси символом красоты женщины служит маленькое блюдечко «дабэ», вставленное в нижнюю губу. Иногда блюдечко достигает в диаметре от 12 до 15 сантиметров. Размером блюдца «дабэ» определялся статус и возраст женщины мурси. Считают, что чем больше тарелочка, тем статус выше. Кроме того, мурси свято верят, что через рот в тело женщины могут попадать злые духи, поэтому тарелочка выполняет ещё как оберег.
Свой статус и положение во все времена люди демонстрировали через одежду и украшение. Цвет, материал, покрой платья, ювелирные украшения – все это подчёркивало особое социальное положение в обществе.
Например, видный политический деятель и выдающийся полководец Гай Юлий Цезарь носил пурпурную тогу и лавровый венок, которые являлись символами могущества и власти древнего Рима. В древней Шотландии одежды разных сословий отличались количеством цветовых оттенков. Король носил семицветную одежду, его придворные пятицветную одежду, а простой народ однотонную.
Одежды царственных особ всегда отличался роскошью и декоративностью. Костюм подчеркивал, что - это первые лица в государстве.
В древней Руси парадное облачение царя для особо торжественных случаев называлось Большой наряд или Царский чин. Состояло оно из длинного платья с рукавами – Царского платна; бармы греческой работы; золотого креста; символов царской власти. Царское платно шилось только из очень дорогих золотных тканей: алтабаса, аксамита, а по краям и разрезам обшивалось жемчужным кружевом. Бармы одевались на плечи и считаются одним из самых древних и ценных царских регалий. Бармы украшены небольшими иконками, выполненными цветными эмалями - финифтью, мозаикой из самоцветов, золотой и жемчужной вышивкой. Поверх надевался золотой крест. Облачение царя дополняли символы царской власти: скипетр, держава, царский венец. Скипетр - разновидность жезла, держава - шар в виде золотого яблока с чеканкой и драгоценными каменьями, увенчанный крестом. Царский венец по–другому назывался «Шапка золотая» или «Шапка Мономаха» была изготовлена мастерами с востока, приблизительно в конце XIII — начале XIV века. Существует легенда, что шапка была сделана по заказу византийского императора Константина Мономаха. Позже Константин подарил её своему внуку Владимиру Мономаха, отсюда и название «Шапка Мономаха».
С момента вступления на царский престол царя Ивана Грозного, шапка Мономаха вошла в обязательное облачение царя на важных событиях.
Всё царское убранство говорило о его власти над миром и были знаками державного величия.
Ещё одним атрибутом власти было царское место (трон или престол русского царя). Трон стоял на специальном возвышении, как место монарха во время торжественных церемоний и символ власти и могущества.
Самый древний трон, из сохранившихся до нашего времени, принадлежал Ивану Грозному. Это был деревянный трон, декорированный белоснежными пластинами из слоновой и моржовой кости, на которых искусными греческими мастерами были вырезаны рельефные сюжетные композиции на исторические и мифологические темы, изготовлен он в XV веке.
В 1660 году армянские купцы преподнесли в дар царю Алексею Михайловичу трон. Трон был сделан из сандалового дерева, украшен золотыми и серебряными пластинами, огромным количеством алмазов и других драгоценных камней. Трон царя Алексея Михайловича считается одним из самых дорогих тронов. Ныне трон хранится в Оружейной палате.
В 1742 году мастерами умельцами для императрицы Елизаветы Петровны, дочери Петра I, был изготовлен трон в стиле рококо. Элегантное тронное кресло, изогнутые ножки и подлокотники декорированы изящными завитками из резных цветочных и растительных орнаментов. На пластинах из серебра и золота, изображены грифоны и единороги, львы и барсы, символизирующие силу и власть.
И сегодня каждый человек старается подчеркнуть свой собственный образ. Мы, как и много лет назад уделяем особое внимание одежде, украшениям, макияжу и причёске. Образ человека может рассказать о том, что мы успешны, амбициозны, профессиональны. Или, наоборот, не организованы, не опрятны, агрессивны. Одежда подчёркивает нашу индивидуальность, определяет принадлежность к профессии, наше настроение.
Каждый человек за свою жизнь не раз сталкивается с ношением профессиональной формы. Военной формой является одежда, утверждённая правилами или специальными положениями и уставами, ношение которой является обязательным для любой воинской части и для каждого рода войск. В Российской империи декор был использован для распознавания военных чинов впервые в 1827 году. На форме по званиям у офицеров и генералов появились звездочки на эполетах. В 1843 году декор появился на форме солдат и унтер-офицеров – это были «лычки» на погонах. Сделано это было для того, чтобы солдаты, находясь в строю могли ориентироваться на действия командира данного подразделения. Для различных родов войск обмундирование могло отличаться.
Современную форму для солдат и офицеров сегодня шьют, используя новейшие технологии из инновационных материалов. Она не только служит для распознавания военных чинов и рангов, для распознавания рода войск, но имеет еще и функциональную нагрузку. Она очень комфортная благодаря многослойности. В комплекте одежды присутствует большое количество предметов, которые используются в зависимости от погодных условий и обстановки.
Или, например одежда, предназначенная для занятий спортом. Спортивную одежду отличает свободный стиль, практичность, функциональность, свобода движений. К спортивной одежде относится униформа для различных видов спорта.
В зависимости от разных жизненных обстоятельств и мероприятий мы одеваем разную одежду. Например, для проведения свадебного торжества жених и невеста надевают особенный наряд, который отражает многовековые традиции. Например, в Европе традиционным цветом свадебного платья является белый, а на Востоке – красный. В древней Руси на замужество смотрели как на смерть девушки в своем роду и рождение в ином образе в роду мужа. Поэтому в первый день свадебное платье было белого (печального) цвета, а на второй день - красного цвета (цвета новой жизни).
Костюм, его декор и сегодня является уникальным языком культуры, который содержит в себе важную информацию об исторической памяти, мировоззрении, это ключ к пониманию самого человека, его характера, его жизненных целей и надежд. Украсить – значит наполнить вещь смыслом.
После языка древнейшим проявлением, так называемых, духовных потребностей человека являются украшения, которые он изготовляет и носит уже в древнекаменный период своей культуры. С той поры, когда человек стал человеком, он стремится украсить себя, удовлетворить своей врожденной эстетической потребности и произвести своим внешним видом впечатление на других людей. Самые жалкие и голые дикари не обходятся без украшений. Несмотря на глубокую древность украшений, особенно тех, которые носят на теле, прогресс в этой области почти незаметен: образцы наших брошек, бус, браслетов и т. п. можно найти в отложениях не только бронзового, но и каменного века; только шлифовка и гранение драгоценных камней новейшего происхождения, а все остальное является подражанием древним образцам.
Среди людей цивилизованных нередко встречаются не только бедняки, но и богачи, которые не носят никаких украшений ни на теле, ни на одежде, но среди дикарей без украшений никто не остается.Украшения можно разделить на следующие виды:
  1. раскраска тела,
  2. украшения, которые с телом человека не связаны и которые легко снять,
  3. различного рода изменения, которые производятся на самом теле (прободение, татуировка и деформация частей тела).

- Главная роль современных украшений - привлечение внимания. Да, так и есть. Но помимо этого, ювелирные украшения могут выполнять и другие функции.




  

Комментарии