Лесной царь

Тема урока «Лесной царь»
Тип урока – интегрированный: музыка и ИЗО.
Место урока в программе ИЗО Неменского Б.М., 7 класс, IV четверть.
Тема – «Книжная графика», «Иллюстрация литературного произведения».
Цель и задачи:
1. познакомить учащихся с произведением В. Гёте «Лесной царь» в музыке и изобразительном искусстве.
2. помочь раскрыть и увидеть художественные образы героев произведений;
3. формирование знаний учащихся взаимодействием трёх видов искусства поэзии, музыки и живописи;
4. попытаться провести с учащимися ассоциативную связь этих трёх видов искусств;
5. побудить учащихся к ответной реакции на создание своего художественного произведения:
6. продолжать развивать эмоциональную отзывчивость на произведения искусства.

Оборудование учащихся:
Тетрадь, бумага формата А3, фломастеры, краски, кисти.
Оборудование учителей:
Мультимедийная установка. Наглядное пособие: стихотворение В. Гёте «Лесной царь», проспект к уроку с портретами художников и композиторов.
 

И.Гете. ЛЕСНОЙ ЦАРЬ 

перевод В. А. Жуковского

     Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?
     Ездок запоздалый, с ним сын молодой.
     К отцу, весь издрогнув, малютка приник;
     Обняв, его держит и греет старик.

     "Дитя, что ко мне ты так робко прильнул?" -
     "Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул:
     Он в темной короне, с густой бородой". -
     "О нет, то белеет туман над водой".

     "Дитя, оглянися; младенец, ко мне;
     Веселого много в моей стороне:
     Цветы бирюзовы, жемчужны струи;
     Из золота слиты чертоги мои".

     "Родимый, лесной царь со мной говорит:
     Он золото, перлы и радость сулит". -
     "О нет, мой младенец, ослышался ты:
     То ветер, проснувшись, колыхнул листы".

     "Ко мне, мой младенец; в дуброве моей
     Узнаешь прекрасных моих дочерей:
     При месяце будут играть и летать,
     Играя, летая, тебя усыплять".

     "Родимый, лесной царь созвал дочерей:
     Мне, вижу, кивают из темных ветвей". -
     "О нет, все спокойно в ночной глубине:
     То ветлы седые стоят в стороне".

     "Дитя, я пленился твоей красотой:
     Неволей иль волей, а будешь ты мой". -
     "Родимый, лесной царь нас хочет догнать;
     Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать".

     Ездок оробелый не скачет, летит;
     Младенец тоскует, младенец кричит;
     Ездок погоняет, ездок доскакал...
     В руках его мертвый младенец лежал.
 Практическое задание:
Выполнить иллюстрацию к стихотворению "Лесной царь", используя шрифт.
Ппопробуйте передать музыкальный образ выбранного вами героя с помощью литературных стихотворных строчек вместо штрихов и линий. Стихотворные строчки должны соответствовать литературному образу.

 Работы учащихся
 
Выбрать нужное определение услышанной музыки:
Лёгкая, серьёзная, тревожная, лирическая, танцевальная, ритмическая, быстрая, медленная, весёлая, торжественная, страшная....
Описать свои ощущения музыки Ф. Шуберта: