Пятно — это равномерно или неравномерно закрашенный участок изображения. Пятна в изображении составляют большую его часть. Они формируют основу композиции, заполняя собою всё её пространство.
Пятно в живописи
Пятно в графике
Сегодняшний выпуск рассылки будет вновь посвящён графике. Мы уже немало говорили о линейной графике, особой выразительности линии, а теперь давай рассмотрим другое изобразительное средство - ПЯТНО. Пятновая графика не менее разнообразна и интересна.
Самый простой вариант черно-белых композиций – это СИЛУЭТ, черное изображение на белом фоне или белое на черном.
Такая графика двухмерна, очень условна и лаконична.
Искусство силуэта имеет древнюю историю и восходит к фигуративной росписи на сосудах Древней Греции. Помнишь те прекрасные изображения на амфорах: мифологические сцены, Олимпийские игры, фигуры греческих красавиц и атлетов?..
Настоящий же бум искусства силуэта пришелся на 18-19 века. Можно сказать, что тогда изготовление силуэтов было повальным увлечением. Многие художники отдали дань этому виду графики и создали прекрасные образцы силуэтных работ. Где только не находили им применение: иллюстрации, портреты, рисунки на ширмах, посуде и в интерьере... Умению создавать силуэтные композиции обучали даже в институте благородных девиц!
Традиционно силуэтные портреты вырезались из черной бумаги и наклеивались на белый фон. Контраст черного и белого давал возможность точно и быстро передать черты облика, ведь профиль человека в силуэте очень легко узнаваем. Легкость исполнения и, соответственно, дешевизна сделали такой вид графики очень популярным. Однако, чтобы картинка была выразительной, важно очень точно подметить особенности очертаний формы того или иного персонажа, дать характерные её детали.
Лет десять назад я и сама занималась силуэтными портретами. Острые ножницы, черная бумага, намётанный глаз - и через 10-15 минут твой натурщик будет запечатлен на века. Хорошее развлечение на вечеринке или приработок в голодный год... :) Хотя, конечно, силуэтные композиции могут быть гораздо более сложными и притягательными для рассматривания, нежели просто портреты. Помимо тех, что представлены выше, рекомендую посмотреть коллекцию на сайте "Русский силуэт". Там собраны силуэты трёх столетий - от 18 века до нынешнего. Есть, чем вдохновиться.
Однако кроме локально черного пятна в графике могут использоваться и все оттенки серого. Мы видим эти градации в рисунках углем, соусом, пастелью, тушью.
В этом случае изображение уже может быть объемным, реалистичным, очень достоверно передающим реальность. Но как бы то ни было, и здесь пластика и выразительность пятна имеют немаловажное значение. Особенно виртуозны во владении выразительностью пятна художники Китая и Японии.
При всей простоте мотива их графические листы необыкновенно притягательны. Игра размытых и четких пятен, красивое перетекание серых цветов, совершенство и гармония форм. И вот мы уже всем нутром ощущаем нежные, утонченные, такие хрупкие листки орхидеи, мягкую шерсть кошки, скорость стремительного бега лошади, радость полёта птицы... На примере этих работ мы можем понять, что пятно - это нечто большее, чем узнаваемый силуэт.
Вот это очень важный момент, который мне хотелось бы донести до тебя, дорогой мой человек. Выразительность изображения может быть заложена НЕ ТОЛЬКО в узнаваемости силуэта (что изображено), но и В САМОЙ ФОРМЕ пятна (как изображено).
Давай возьмем для примера разные пятна:
Даже если наш глаз не находит в каком-то из этих пятен знакомых очертаний (а он очень пытается), то мы можем связать форму пятна с определенными ощущениями. Например, мы можем сказать, спокойное это пятно или подвижное, агрессивное или дружелюбное, нежно-утонченное или монументально-массивное. Какие ассоциации вызывают у тебя те или иные пятна? Можешь ли ты их почувствовать?
Из основных форм пятна мы можем выделить четыре, каждая из которых по-разному воздействует на зрителя:
Квадрат и прямоугольник.
Законченная, устойчивая форма, готовая выражать утверждающие образы. Квадрат наиболее статичен и тяжёл, не склонен к движению.
Круг.
Замкнутая компактная форма, сосредоточенная на себе. Не имея выраженного основания, круг всегда неустойчив. Для человека круг ассоциируется с понятиями "добро", "счастье", "жизнь".
Треугольник.
Самая подвижная, динамичная форма, устойчива только в случае, если одна из сторон горизонтальна. Треугольник - символ движения, энергии, иногда даже агрессии.
Форма "амёбы".
Её текучесть выражает неустойчивые по характеру образы в широком диапазоне от романтичности, меланхолии до пессимизма.
Для восприятия композиции важную роль играют форма, цвет и соотношение размеров пятна в изображении.
Одна из наиболее выразительных характеристик пятна — его форма. Иттен утверждал, что существуют всего три основные формы.
Квадрат, треугольник и круг — создаются при помощи четырёх различных пространственных построений. Квадрат основан на горизонталях и вертикалях, отличительным признаком треугольника является диагональ, круг определяется циркулярным движением.
Каждая форма имеет свои особенности восприятия.
Любая форма, располагаясь на плоскости, вступает с этой плоскостью во взаимодействие. Особенно это касается локальных пятен в черно-белой графике. Количественные отношения фигуры и фона имеют большое значение для восприятия.
Пятно имеет свою фактуру, не материальную, а воспринимаемую зрительно. Она может быть сформирована линейной или точечной графикой, или сочетанием разных средств.
Важен также тон пятна. Чем контрастнее отношения фона и элемента, тем более выразительно воспринимается изображение.
Пятно часто используется в комбинациях с другими изобразительными средствами, линиями и точками. Такое взаимодействие способно создать сложные, графически выразительные произведения.
Точка, линия и пятно в композиции
Например, чтобы подчеркнуть в картине масштабы здания его можно изобразить пятном, заполняющим большую часть изображения. Для сравнения, рядом поместить ничтожно маленького, по сравнению со зданием, человека, который будет изображен, почти как точка.
Ярким примером использования в композиции линий и точек можно считать уходящую в даль дорогу, по которой едут машины. Изображение дороги в большей части формируют линии, уходящие вдаль в точку схода. Машины при этом будут из небольших пятен, по мере удаления от зрителя, превращаться в точки. Подобный эффект прекрасно демонстрирует эффект перспективы.
Наглядным примером использования в композиции линий и пятен является заполнение пятен орнаментом из линий. Например, два одинаковых по размеру квадратных пятна, расположенных рядом на одном изображении, но имеющих разный орнамент, будут восприниматься по разному. Если один квадрат будет заполнен вертикальными линиями, а другой горизонтальными, то первый квадрат будет казаться более высоким, а второй более вытянутым в ширину.
Любое сложное произведение начинается с таких простых на первый взгляд элементов, как точка, линия и пятно. В небольшом цикле статей я постаралась дать основы и понимание того, что важно владеть такими средствами выразительности рисунка, как точка, линия и пятно. На занятиях в Мастерской с моими учениками мы более подробно рассматриваем каждый элемент и учимся гармонично раскрывать свою уникальность через средства художественной выразительности. Приходите учиться и вы. Выбирайте удобный формат обучения для себя: дома — online или в мастерской
Комментарии
Отправить комментарий