СЕВЕРОДВИНСКИЕ РОСПИСИ

     К северодвинским росписям относятся: борецкая, пучужская, тоемская, пермогорская, ракульская и уфтюжская росписи, их центры расположены в северной части Северной Двины.

 УФТЮЖСКАЯ роспись

    Центр бытования уфтюжской росписи находится на правом берегу Северной Двины, у ее притока — речки Уфтюге. Роспись получила название «уфтюжской» по названию самого крупного села — Верхняя Уфтюга, в окрестностях которого и процветал промысел. 

    Обязательно нужно сказать, что уфтюжских росписей две!  Существовало два центра росписи: один — в деревне Слобода, которая находилась в 40 верстах от самой дальней деревни по речке Уфтюге — Куликово; другой — в окрестностях села Верхняя Уфтюга, главным образом в деревнях Ново-Андреевская и Якшаково. В деревне Слобода расписывали и продавали в основном прялки. Плоскость прялки всегда разбита на два става, неизменный сюжет — древо жизни и солнечная розетка на внешней стороне, птица-утица — на внутренней. Прялки отличаются подчеркнутой архаичностью. Они очень красивы, от них так и веет седой стариной и основами мироздания.


Одновременно уфтюжский промысел стал процветать во втором центре — в окрестностях села Верхняя Уфтюга и получил название Верхнеустюжской росписи, чтобы отличать от прялок деревни Слобода.

    Верхнеуфтюжский промысел сразу возник как туесный, или бурачный. Мастера сами изготавливали, расписывали туеса, лукошки, набирухи и везли на продажу в Красноборск, Великий Устюг, Архангельск и даже Москву. Туеса расходились как горячие пирожки, так как в быту это была необходимая вещь. Свойства туеса-сколотня удивительные: в него можно наливать жидкости, засаливать грибы, замачивать морошку или клюкву, молоко в нем не скисает. В туесах хранили сыпучие продукты. Так что продажа туесов имела прежде всего экономическое обоснование, помогало заработать и прокормить семью. А расписанные туеса охотно покупали для украшения крестьянских изб.

    Основной сюжет — гибкая изогнутая веточка, в большинстве случаев заканчивающаяся тюльпаном, рядом рисовали птицу-кутеньку. 

    Роспись легкая и изящная, веточка или птица свободно размещены на плоскости бересты.  Тончайшая каллиграфическая чёрная линия веточки и полновесные кистевые капли всей композиции придают старообрядческой росписи современный вид. Сама веточка - условно считается деревом, древом жизни. Три капли у начало веточки указывают на корни. 

    Уфтюжскую веточку в большинстве случаев (примерно 70%) венчает крупный тюльпан. Мастера называли тюльпаны «котлами». Тюльпан — очень неслучайный цветок для русского искусства, на всех северодвинских росписях цветут тюльпаны. Тюльпаны, напоминающие древнегреческие крины-лилии, мы встречаем повсеместно: в вышивках, скани, эмалях, изразцах. «Крин» — лилия, в переводе с греческого. Крины пришли к нам из Византии и заняли прочное место в древнерусском орнаментальном декоре.

    Уфтюжская роспись имеет еще одну особенность: на ветви-деревце растут разные цветы и ягоды, чего в природе не бывает.
    Чтобы получилась именно уфтюжская веточка, нужно, чтобы из одной точки в сторону веточка росла в три направления.
Расписывали по чистой бересте, белому фону, но чаще по красным фонам.

    Краски, которыми исполнялась роспись, я бы поделила на две группы. К первой группе красок относятся темно-красная (бордовая), зеленая, желтая и синяя. Последняя использовалась в небольшом количестве. Оттенки же этих красок разные, поэтому, если поставить рядом туеса с такой палитрой, получится красивое многоцветие.

    Ко второй группе красок относятся голубая, розовая, фиолетовая, охристая. Эти краски могли использовать вместе с красками из первой группы, зеленый часто был сложных оттенков: серо-зеленый, оливковый, сине-зеленый.

    В птицах преобладает графическое начало над живописным, рисовали их сначала черным контуром, а затем дорабатывали кистью. Всех уфтюжских птиц называют собирательным ласковым термином «кутенька». Есть упоминание в литературе, что мастера изображали тетерок и жаворонков. 

     В росписи часто прослеживается число три.



Элементы уфтюжской росписи



Очень часто вместо корней в росписи мастера изображают вазон, очень напоминающий форму тюльпана.



Комментарии