К северодвинским росписям относятся: борецкая, пучужская, тоемская, пермогорская, ракульская и уфтюжская росписи, их центры расположены в северной части Северной Двины.
УФТЮЖСКАЯ роспись
Центр бытования уфтюжской росписи находится на правом берегу Северной Двины, у ее притока — речки Уфтюге. Роспись получила название «уфтюжской» по названию самого крупного села — Верхняя Уфтюга, в окрестностях которого и процветал промысел.
Обязательно нужно сказать, что уфтюжских росписей две! Существовало два центра росписи: один — в деревне Слобода, которая находилась в 40 верстах от самой дальней деревни по речке Уфтюге — Куликово; другой — в окрестностях села Верхняя Уфтюга, главным образом в деревнях Ново-Андреевская и Якшаково. В деревне Слобода расписывали и продавали в основном прялки. Плоскость прялки всегда разбита на два става, неизменный сюжет — древо жизни и солнечная розетка на внешней стороне, птица-утица — на внутренней. Прялки отличаются подчеркнутой архаичностью. Они очень красивы, от них так и веет седой стариной и основами мироздания.
Одновременно уфтюжский промысел стал процветать во втором центре — в окрестностях села Верхняя Уфтюга и получил название Верхнеустюжской росписи, чтобы отличать от прялок деревни Слобода.
Верхнеуфтюжский промысел сразу возник как туесный, или бурачный. Мастера сами изготавливали, расписывали туеса, лукошки, набирухи и везли на продажу в Красноборск, Великий Устюг, Архангельск и даже Москву. Туеса расходились как горячие пирожки, так как в быту это была необходимая вещь. Свойства туеса-сколотня удивительные: в него можно наливать жидкости, засаливать грибы, замачивать морошку или клюкву, молоко в нем не скисает. В туесах хранили сыпучие продукты. Так что продажа туесов имела прежде всего экономическое обоснование, помогало заработать и прокормить семью. А расписанные туеса охотно покупали для украшения крестьянских изб.
Основной сюжет — гибкая изогнутая веточка, в большинстве случаев заканчивающаяся тюльпаном, рядом рисовали птицу-кутеньку.
Краски, которыми исполнялась роспись, я бы поделила на
две группы. К первой группе красок относятся темно-красная (бордовая), зеленая,
желтая и синяя. Последняя использовалась в небольшом количестве. Оттенки же
этих красок разные, поэтому, если поставить рядом туеса с такой палитрой,
получится красивое многоцветие.
Ко второй группе красок относятся голубая, розовая, фиолетовая, охристая. Эти краски могли использовать вместе с красками из первой группы, зеленый часто был сложных оттенков: серо-зеленый, оливковый, сине-зеленый.
В птицах преобладает графическое начало над живописным, рисовали их сначала черным контуром, а затем дорабатывали кистью. Всех уфтюжских птиц называют собирательным ласковым термином «кутенька». Есть упоминание в литературе, что мастера изображали тетерок и жаворонков.
В росписи часто прослеживается число три.
Элементы уфтюжской росписи
Комментарии
Отправить комментарий