«КОПОЗИЦИЯ» происходит от латинского слова compositio, означающего составление, сочинение, соединение частей, упорядоченное соединение элементов.
Казимир Малевич |
формальная композиция
Формальная композиция лежит в основе любой фигуративной композиции в изобразительном искусстве (станковой композиции в живописи и в графике, монументального панно, скульптурной и архитектурной композиции, дизайнерского проекта и т.д.), так как оперирует «чистыми», абстрактными изобразительными формами (точки, линии, плоскости, массы пятен, объемы и
т.д.) и организуется в соответствии с визуальными закономерностями человеческого восприятия.
Формальная, или абстрактная, композиция демонстрирует законы, по которым строится визуальное произведение и позволяет проследить логику его построения.
Закономерности зрительного восприятия:
Элементы, расположенные в различных частях плоскости, воспринимаются неодинаково.
• Элементы, находящиеся слева, кажутся ближе к зрителю.
• Объекты, изображенные в центральной части плоскости, кажутся удаленными в глубину.
• Если предмет расположен в верхней части композиции, то он кажется тяжелее
того, что расположен внизу.
• Элементы, расположенные справа, зрительно имеют больший вес, чем элементы, находящиеся слева. Таким образом, левая сторона композиции более сильная. Поэтому наиболее важные элементы располагают слева или в центре, а тяжелые, бросающиеся в глаза - справа.
• Неодинаково воспринимаются диагонали композиции. Диагональ идущая слева вверх направо воспринимается как восходящая, а диагональ идущая слева вниз направо - нисходящая.
Изобразительное поле, на котором располагается изображение, также оказывает определенное воздействие на изображаемое на нем. Изображение зависит от размера, пропорций сторон и формы поля. Неравноценность поля проистекает из особенностей зрительного восприятия.
• В прямоугольнике наиболее активными точками будут точки, лежащие на центральной оси и горизонтали, пересекающей ее в оптическом центре; точки, лежащие на диагоналях; точки, обозначающие пропорции «золотого сечения»; точки, лежащие на границах овала, вписанного в данный прямоугольник.
• В квадрате активны точки, лежащие на диагоналях, точки, лежащие на пересечении диагоналей с окружностью, вписанной в квадрат, и точка пересечения диагоналей.
• В круге активны центр круга и точки вокруг него и расположенные чуть выше геометрического центра, а также точки, лежащие на сторонах пятиугольника, вписанного в круг и на его диагоналях.
• В треугольнике - в зоне пересечения высот биссектрис и медиан.
• В прямоугольнике наиболее активными точками будут точки, лежащие на центральной оси и горизонтали, пересекающей ее в оптическом центре; точки, лежащие на диагоналях; точки, обозначающие пропорции «золотого сечения»; точки, лежащие на границах овала, вписанного в данный прямоугольник.
• В квадрате активны точки, лежащие на диагоналях, точки, лежащие на пересечении диагоналей с окружностью, вписанной в квадрат, и точка пересечения диагоналей.
• В круге активны центр круга и точки вокруг него и расположенные чуть выше геометрического центра, а также точки, лежащие на сторонах пятиугольника, вписанного в круг и на его диагоналях.
• В треугольнике - в зоне пересечения высот биссектрис и медиан.
Типы композиции:
Замкнутая и открытая
Основные принципы (законы) композиции:
- целостность,
- равновесие,
- соподчиненность, подчиненность второстепенного главному, то есть наличие доминанты;
- целостность,
- равновесие,
- соподчиненность, подчиненность второстепенного главному, то есть наличие доминанты;
Целостность - стадия законченности композиции, при которой, по определению:
1) ни одна часть целого не может быть изъята или заменена без ущерба для целого;
2) части не могут меняться местами без ущерба для целого;
3) ни один новый элемент не может быть присоединен к целому без ущерба для целого.
1) ни одна часть целого не может быть изъята или заменена без ущерба для целого;
2) части не могут меняться местами без ущерба для целого;
3) ни один новый элемент не может быть присоединен к целому без ущерба для целого.
Равновесие - такое состояние композиции, при котором все элементы сбалансированы между собой. Уравновешенная композиция выглядит более цельной, в такой композиции острее ощущается взаимосвязь составляющих ее элементов.
Одним из важных условий завершенности композиции является уравновешенность ее частей относительно композиционного центра.
Уравновешенность - важный принцип композиции, означающий расположение изобразительных элементов вокруг воображаемой оси симметрии таким образом, чтобы правая и левая стороны находились в равновесии. Это требование к композиции восходит к всеобщему закону тяготения, определяющему психологическую установку в восприятии равновесия.
Одним из важных условий завершенности композиции является уравновешенность ее частей относительно композиционного центра.
Уравновешенность - важный принцип композиции, означающий расположение изобразительных элементов вокруг воображаемой оси симметрии таким образом, чтобы правая и левая стороны находились в равновесии. Это требование к композиции восходит к всеобщему закону тяготения, определяющему психологическую установку в восприятии равновесия.
Динамическое равновесие - возникающее при асимметричном расположении фигур, т.е. при их сдвиге вправо или влево одновременно в нижней или в верхней части плоскости.
Динамичная композиция служит для передачи состояния движения, стремления, изменения.
Динамичная композиция служит для передачи состояния движения, стремления, изменения.
Соподчинение - объединение частей композиции, выявляющее их неравнозначность и взаимосвязь, когда выделенному центру композиции (доминанте) подчиняются все остальные элементы (причем, не просто подчиняются, а усиливают его значимость).
Связность
Мозг человека может одновременно активно воспринять не более 5-7 элементов или групп. При большом количестве элементов композиция не воспринимается как целое и кажется раздробленной. Потребность «организовать», «группировать» элементы формы является свойством человеческой психики.
Мозг человека может одновременно активно воспринять не более 5-7 элементов или групп. При большом количестве элементов композиция не воспринимается как целое и кажется раздробленной. Потребность «организовать», «группировать» элементы формы является свойством человеческой психики.
Правила группировок основаны на применении «принципа подобия». Группирующий эффект может возникать в нашем сознании путем:
• «подобия по размерам»,
• «подобия на основе формы»,
• «подобия по скорости»,
• «подобия света и цвета»,
• «подобия по расположению» (правилом близости или родства),
• «подобия пространственной ориентации»,
• «подобия по направлению».
• «подобия по размерам»,
• «подобия на основе формы»,
• «подобия по скорости»,
• «подобия света и цвета»,
• «подобия по расположению» (правилом близости или родства),
• «подобия пространственной ориентации»,
• «подобия по направлению».
Любую композицию характеризует композиционный центр (доминанта) - это структурная единица, вокруг которой и по отношению к которой выстраиваются все элементы композиции;
- это элемент визуальной композиции, который прочитывается в первую очередь, благодаря построению композиции;
- это условный центр тяжести композиции;
- это элемент, который выделяется по форме, проработанности, несет в себе смысловую нагрузку.
Являясь сложно структурированной системой, композиция предполагает наличие нескольких видов центров:
- геометрический,
- оптический,
- сюжетный (семантический),
- композиционный, который мы можем обозначить как логический.
В композиции может быть два композиционных центра, но один из них должен как бы подчиняться другому.
- это элемент визуальной композиции, который прочитывается в первую очередь, благодаря построению композиции;
- это условный центр тяжести композиции;
- это элемент, который выделяется по форме, проработанности, несет в себе смысловую нагрузку.
Являясь сложно структурированной системой, композиция предполагает наличие нескольких видов центров:
- геометрический,
- оптический,
- сюжетный (семантический),
- композиционный, который мы можем обозначить как логический.
В композиции может быть два композиционных центра, но один из них должен как бы подчиняться другому.
Комментарии
Отправить комментарий