Мода и культура. Стиль в одежде

 













    







    

   








 




    Костюм, платье, туалет, гардероб — разные обозначения одного и того же понятия — «одежда». В широком смысле в это понятие включается и обувь, и головные уборы и сопутствующие детали костюма (платки, перчатки, веера, украшения, очки, зонты и пр.) Нам одежда интересна как явление конструктивных искусств. Ведь костюм — это объёмная конструкция, которая создаётся исходя из пропорций и размеров конкретного человека. Можно сказать, что костюм — это «дом», который человек носит на себе. И своеобразие этого «дома» зависит от различий и индивидуальности наших фигур.








   






   




 Современное искусство ДИЗАЙНА ОДЕЖДЫ — самостоятельная и весьма специфическая область дизайна. Она — продолжение многовековой истории портняжного и швейного ремесла, вобравшей в себя тайны и способы моделирования, пошива и декорирования одежды. На этом пути совершались открытия, менявшие весь вид одежды. Например, нитки и иголка — революция в деле соединения тканей, подобная изобретению колеса. Новостью в своё время были пуговица и петли, а затем застёжка-молния, швейная машинка. Все виды одежды — начиная от предельно простых накладных форм, т. е. когда прямоугольные куски ткани соединяются поясами, завязками и застёжками (как это было в хитонах, туниках, плащах в Древней Греции), до цельнокройных и отрезных форм, возникших позже, — обязаны своим появлением возможностям швейной техники своего времени. Одежда прошла долгий путь развития, она — творение эпох и одновременно рассказ о них. Это только в глубокой древности её единственным назначением было прикрыть наготу или согреться в шкуре. Современный человек предъявляет множество требований к одежде. Сейчас для людей важно, что одеть, как это выглядит и модно ли это. Может ли мода пониматься как эталон красоты данной эпохи? Значит ли, что модное — это наиболее красивое? Нет, мода не синоним красоты. В ней преломляются социальные и промышленные интересы, большой бизнес и лишь затем искусство. Именно рынок и громадная прибыль, а не прекрасное в первую очередь диктуют движение и смену моды. Мода — совокупность привычек и вкусов, господствующих в определённой общественной среде в определённое время.

1 Зимняя одежда викинга

2 Юноши эпохи Возрождения

3 Мужской костюм. Голландия. XVII в.

4 Женский костюм. Испания. XVI в.

5 Мужской костюм и пудреный парик. XVIII в.

6 Женская и мужская мода середины XIX в.

7 Длинный и прямой силуэт у женщин и спортивный стиль мужского костюма 1920-х гг.

    Взгляните на модные костюмы и платья разных лет. То широкие, то узкие, то опять широкие. Круговерть и непостоянство. В этом потаённый смысл моды: она — механизм создания потребностей, зачастую фальшивых, не порождённых жизненной необходимостью и красотой. В основе создания костюма, как всегда в дизайне, лежит художественно-конструктивный замысел в виде чертёжных или графических набросков. Затем на их основе делаются чертежи отдельных частей костюма в натуральную величину или в масштабе — выкройки (именно выкройки позволяют массово тиражировать любые модели). Потом по выкройкам материя кроится (режется), вырезанные части сшиваются, и получается, например, платье или пиджак. Найдите в альбомах, Интернете костюмы, которые носили жители нашей страны в разные эпохи. Кажется, что мода везде и всюду: с глянцевых обложек журналов глядят на нас сверкающие модницы, движутся на экранах элегантно-мужественные парни в кожаных куртках или развевающихся плащах. Одежда будто живёт в двух мирах: в виртуально-экранном и в реально-повседневном мире шумных улиц, автобусов, школ и институтов. Поэтому в дизайне современной одежды не случайно различаются два её вида: массовая (изготовленная во множестве экземпляров по стандартным размерам) и эксклюзивная (исключительная, штучная, в единственном экземпляре). «Готовое платье» рассчитано на условия реальной жизни и на его использование широкими массами, а платье «от кутюр» (высокая мода), сшитое из дорогих и изысканных тканей, — это театр костюмных фантазий и искусства модельеров (по-французски — «кутюрье»). Одна одежда исходит из принципов естественности и практичности, красоты и удобства, другая — из принципов стильной утончённости или шокирующей грубости, демонстрирующих богатство её обладателей. Но непреодолимой границы между ними нет: массовая мода быстро осваивает находки и достижения высокой моды, делая их достоянием многих. Современная одежда — это причудливая смесь изысканно-стильных утончённых платьев, деловых костюмов и джинсов. В нынешнем обществе вкусы, культура определяют наш облик больше, чем в прежние времена принадлежность к какому-либо сословию. В жизни мы встречаемся со всем многообразием современной моды. Её восприятие, оценка во многом влияют на то, как одеваемся мы сами. Мода, прежде чем стать достоянием всего общества, чётко разделялась сословными границами. Каждая социальная группа (дворянство, духовенство, купечество и др.) всегда одевалась по-разному. Одежда любой социальной группы — «портрет» не только эстетических и утилитарных пристрастий, но и отражение общественного сознания и традиций определённого времени. Во все времена люди предъявляли множество требований к одежде, причём с самых разных позиций, потому что менялись вкусы, пристрастия, понимание красоты и приличия. Единственно неизменным оценочным мерилом в одежде можно рассматривать законы композиции. Какие бы новые платья ни создавались, все они или воплощают их, или спорят с ними. Существуют два композиционных принципа конструкции костюма. Первый принцип — гармония костюма с телом, когда все формы и детали одежды соразмерны пропорциям тела. Второй принцип — контраст костюма с телом, когда формы костюма нелогичны и сознательно или случайно противоречат естественности пластики и строению человеческой фигуры. В современной одежде мы обнаруживаем как усложнённые и нелогичные формы, так и простые, практичные варианты конструкции костюмов. Принципы гармонии и контраста особенно хорошо читаются в силуэтах женского платья различных эпох и стилей. Силуэт — это обобщённое изображение формы костюма. В изменениях силуэта женского платья различных эпох особенно хорошо прослеживаются формы костюма, естественные, соответствующие фигуре, и нарочито вычурные, искажающие пластическую логику тела, зато продиктованные модой. Здесь мы видим изменения силуэта женского платья различных эпох и стилей. Как бы разнообразны ни были конструкции костюмов, их зрительное восприятие сводится к простейшим формам (треугольнику, овалу, квадрату и т. д.). В одежде выразительность её формы ощущается благодаря подвижности, изменчивости линий, очерчивающих силуэт. Впечатление от платья во многом зависит также от его фасона. Фасон — это характер формы и расположения деталей костюма по отношению ко всему силуэту. Проектируя костюм, дизайнеры уже в эскизе сочетанием объёмов, цвета и фактур придают неповторимость платьям и пиджакам, курткам и блузкам. Поэтому один и тот же человек может выглядеть совершенно по-разному в зависимости от того, во что он одет. В одежде, где формы и линии гармонично и плавно перетекают одна в другую, человек смотрится пластично и легко. Если же очертания костюма жёсткие и угловатые, то и фигура приобретает грубоватость и тяжеловесность. В дизайне одежды, может быть, более, чем где-либо, проступают общие закономерности конструктивных искусств, например композиционного единства детали и целого или соответствия материала и формы. Общее впечатление, которое производит костюм, зависит от его загруженности различными деталями, узорами и украшениями. Здесь играет роль всё: размеры воротника, вид пояса и карманов, покрой рукава. Эскизы костюмов графически выглядят чрезвычайно разнообразно. Но во всех должны быть заложены принципы его пошива, учтён тип материи и читаем фасон. Фасон платья, цвет и фактура его материала важны не сами по себе: важно то впечатление, тот образ, который рождается от его стилевого решения. Во многом это определяет и восприятие нами самого человека. 

Дыша духами и туманами,

Она садится у окна.

И веют древними поверьями

Её упругие шелка,

И шляпа с траурными перьями,

И в кольцах узкая рука.

Изысканность, утончённость стиля создаёт один образ. А вот иная одежда и совсем другой образ.

Я смотрю на фотокарточку:

Две косички, строгий взгляд,

и мальчишеская курточка,

и друзья кругом стоят...

Дизайн современной одежды

Сегодня подход к одежде и моде значительно отличается от подхода в прошлые времена. Одежда стала демократичнее. Ушли в прошлое сословные и чисто национальные одежды. Современная мода стала интернациональна, заимствуя у народной одежды лишь стилевые мотивы (например, у русской народной одежды — мотивы русских рубах, тулупов и папах, ставших прообразом шуб-дублёнок и стиля «казачок»). Демократичность моды и её доступность для всех породили определённое однообразие в массовой одежде. Такой процесс называется унификацией, но каждое новое поколение имеет свои взгляды на то, как надо одеваться и как надо выглядеть, отвергая этим унификацию. Дизайнеры-модельеры, используя мотивы народного костюма (форму или орнаментику), создают непохожие друг на друга и различные по стилю виды современной одежды. В молодёжной среде одежда часто подобна сигналу, или посланию окружающим. Ты обозначаешь ею, кто ты, чей, откуда. Благодаря этому легче приспособиться к незнакомому месту, ситуации и людям. И эта знаковость костюма для молодых бывает поважнее функциональных или эстетических достоинств. Одежда подобна социальной маркировке, это знак принадлежности к определённому кругу. Только если в прошлом это было обозначение принадлежности к гражданскому сословию, то теперь — к более узким общественным группам. Критерии молодого человека, подростка в оценке одежды и критерии взрослых столь различны, будто речь идёт о двух разных мирах. Попробуйте ответить сами себе, чем вы руководствуетесь при выборе одежды. Еслиоставить в стороне вопрос о средствах, то скорее всего одним из главных мотивов выбора будет «как у приятеля, как у модели в журнале, как у героини в телесериале», т. е. подражание и заимствование. Мода — это некий стандарт, она задаёт установку в подходе к одежде. И следование ей тоже вид заимствования и подражания. Человеку только кажется, что он совершенно свободен в своём выборе, на самом деле он либо следует моде, либо противостоит ей. Современная молодёжь самостоятельно формирует свою одежду, компонуя её из готовых изделий. И это по-настоящему творческий процесс. Поэтому перед молодыми людьми стоят две проблемы — проблема выбора и проблема композиции. Мало накупить всяких одёжек, надо суметь скомпоновать, объединить их в целое, проявив при этом конструктивную логику и художественный вкус. Выразительность и красота одежды — результат найденного стиля и соответствия фигуре. Одежда — это диалог с телом, с его формой, пропорциями, плюсами и недостатками. Только надетая на человека, причём конкретного, она обретает смысл. Поэтому то, что подходит для одного, совсем не обязательно подойдёт другому, и то, что хорошо выглядит на модели, совсем не обязательно так же будет выглядеть на вас. Наиболее выразительно выглядит костюм, в котором чётко читаются три основных объёма (например, юбка — блузка — головной убор или брюки — рубашка — жилет и т. п.). но, конечно, композиция может строиться и на двух или одном элементе формы. В этом тоже есть своя образность, но зрительно силуэт костюма читается более упрощённо и однопланово. При небольшом гардеробе молодых людей важно умение трансформировать одежду. Вид одного и того же костюма меняется от включения дополнительных, разнообразящих его частей (блузок, рубашек и др.) или деталей (платков, галстуков). Здесь велика роль фантазии и вкуса. В одном случае достаточно шарфика или пояса, чтобы всё заиграло по-новому, а в другом — гольфы того же цвета, что и бейсболка, или яркий рюкзак эффектно преобразят ваш облик. При создании костюма композиционно важно акцентировать его главный элемент, подчинив ему всё второстепенное, и не забывать всегда соотносить деталь с фоном. Типы и виды современной одежды чрезвычайно многообразны и различаются исходя из их предназначения. Это может быть детская и рабочая одежда, сезонная и спортивная, домашняя и празднично-представительская. В обыденной жизни эти разделения условны и подвижны. Часто одна и та же одежда выполняет разные функции, например, побывав «выходной», становится «ежедневной», а то и домашней. Многообразие условий нашей жизни определяет необходимость создания соответствующих типов одежды, их форму и материалы, из которых они изготавливаются. Традиционно ансамбль в костюме характеризуется единообразием фасона. Однако создание оригинального и выразительного костюмного ансамбля в современной моде часто достигается смешением элементов разных типов одежды благодаря их стилевому единству или контрасту по цвету, форме или фактуре материала. Сегодня смешались даже элементы мужской и женской моды. Например, брюки, в особенности джинсы, стали привычным и популярным видом одежды и у женщин. Некогда спортивные виды одежды и обуви прочно вошли в повседневный молодёжный костюм: футболки и майки в сочетании с брюками, шорты и кроссовки. Их присутствие в современном костюме — не только отражение их ценовой доступности, демократизации моды, но прежде всего реализация принципа функциональности, практичности. Наиболее традиционен ансамбль мужского официального костюма (пиджак, брюки, галстук и часто жилетка, т. н. «тройка»). Не только следование традиции, но и смешение типов одежды, поиск индивидуального ведут к нахождению «своего» стиля. А стиль, как утверждала законодательница европейской моды Шанель, важнее моды. Молодёжная мода вбирает в себя отдельные стилевые мотивы одежды, заимствованные в спортивной, армейской или артистической среде. Кожаные куртки и браслеты, тельняшки и армейские ботинки, платки-банданы и тёмные очки, разные цепочки и ленточки и т. п. — они становятся образными деталями молодёжного костюма. Сами по себе части костюма не могут быть плохими или красивыми. То, что имеет смысл как деталь сценического образа поп-звезды, может неуместно выглядеть в повседневности и может стать образцом эклектики и антимоды. Облик звёзд экрана или рок-групп придуман для выступлений. Это сценический образ, специально сконструированный имидж. А зачастую он воспринимается как образец повседневной одежды и поведения. Глупо и смешно не осознавать этой разницы, бездумно повторять сценически-театральное в повседневной жизни. Даже если вещей мало, человек стремится к разнообразию своего облика. Умение и манера носить костюм — понятие не из прошлых веков. Поднятый воротник, небрежно наброшенный на плечи шарф — это попытка создать свой стиль, найти индивидуальность своего облика. Легко (желание понятно) подражать кому-либо, особенно в юности, гораздо сложнее быть самим собой и в поведении, и в облике. Стремясь скрыть свою пустоту, люди часто прячутся за одеждой. А интересный человек привлекает наше внимание даже в поношенном плаще и немодных башмаках. Это «встречают по одёжке», а провожают-то по уму. Плохо дело, если тебя ценят только за одежду. Любят и уважают за другое! Иногда человек хочет быть одет вызывающе и броско, а иногда просто и естественно. Одежда, можно сказать, имеет свою философию и психологию. В том, как мы одеты, отражаемся мы, наш характер, наше понимание красивого или удобного. Следует так же сказать что, став объектом дизайна, человек не может ограничить его проникновение в свою жизнь только одеждой или визажистикой. Сегодня сферой деятельности дизайнера становится формирование всего облика человека, создание имиджа в первую очередь человека, живущего общественной жизнью, — публичного человека.Мы часто слышим вокруг: «Имидж, имидж...» А что такое имидж? Имидж (англ. image) — это вид, облик, впечатление или представление о ком-либо. А еще «имидж» часто переводится как «образ». Понятие «образ» в русском языке имеет множество смысловых оттенков. В частности, под образом понимается лик (по аналогии с ликами на иконах) как истинное лицо человека, его сущность. Если к этому добавить понимание образа как художественного обобщения, становится ощутимой разница между понятиями «образ» и «имидж». Имидж — это сконструированный облик, представление о предмете или человеке, созданное в определенных целях в желаемом заказчику направлении. Поэтому на практике имидж предстает скорее как сокрытие лица — личина, а не как правда о нем. Каждому человеку свойственно скрывать свои недостатки и прегрешения, каждому хочется выглядеть лучше, чем он есть на самом деле. И тут вступают в действие и красивые одежды, и сладкие речи, и эффектный макияж, и прическа, о которых мы только что говорили, и масса других, более ухищренных способов воздействия на наше восприятие. В частной жизни последствия этого значимы лишь для каждого из нас. Совсем другие масштабы и последствия имиджмейкерство («делание» облика) приобретает в общественной жизни, когда оказываются задетыми и сознательно манипулируемыми представления о публичных людях или событиях гражданского масштаба. «Я» один и «я» в толпе — это разные «я». В толпе мы теряем индивидуальность, становимся массой, живущей массовым сознанием и инстинктами, поэтому и действия наши становятся иными. Имиджмейкеры, т. е. социальные дизайнеры-конструкторы, воздействуя на наше подсознание явно и опосредованно, делают нас потребителями своего товара, превращают нас в зрителей спектакля, только не в рамках театра, а в масштабах реальной жизни. Имидж, как и реклама товара, придает известность его обладателю и вес в обществе. Имидж — ключ к популярности, влиянию, деньгам, власти. Однако человек, слившись с имиджем, сам, подобно вещи, становится рыночным товаром. Имидж, как вырвавшаяся тень, начинает командовать хозяином. Дизайн служит общим целям имиджа, он визуально-зрелищная часть имиджмейкерства. Помимо создания стиля в одежде, прическе, дизайн формирует среду вокруг человека. Появляются постеры, плакаты, слоганы и растяжки, а также различные вещи, например майки, кружки, воздушные шарики с его портретами. Изобразительный элемент содержится также в различных театрализованных акциях — шоу, митингах, телепередачах, а также в прессе — журналах, газетах, листовках. Одновременно с обликом человека в сознание других людей внедряется и его общественная или иная значимость. Одно диктует другое. Человек все больше и больше скрывается за личиной и сливается с ней для воспринимающей его аудитории. Придуманный дизайнерами облик звезд экрана, эстрады или политиков кажется настоящим, а он лишь игра. На самом деле на публике и дома это разные люди.

Творческое задание по выбору нарисовать или выполнить в виде аппликации:

1. свою школьную форму для юношей и девушек
2. аллегорический костюм "Искусство" ("Математик", "Астроном", "Библиотекарь")
3. театральный костюм "Снегурочка" ("Кот в сапогах", "Царевна-Лягушка")

Комментарии